СВЯТЫЕ ВОИНЫ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ (с.6-№115)

26.03.2024

СВЯТЫЕ ВОИНЫ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

Предыстория. Когда-то в Византии Х века на фоне растущей военной напряжённости им-ператор Никифор Фока предложил Церкви провозгласить всех погибших воинов христиан-скими мучениками, но тогда Церковь отвергла эту идею.

Наименование «святых воинов» в православной традиции обозначает профессиональную принадлежность людей, воинскую, при святости личной жизни. Его присваивают тем, кто в мирской своей жизни имел отношение к ратному делу, притом явил качества нравственного совершенства – в монашеском делании, в подвиге мученичества за Христа или в иных, не имеющих связи с войной чинах святости. Особую категорию образуют святые благоверные князья. Все они воевали, и с долей условности их можно признать выразителями образа «силь-ной руки». Однако титулование их «благоверными» князьями отсылает опять-таки не к воин-ской славе, а к заслугам в сохранении и укреплении Веры. На историческом пути христиан-ских народов одни сыграли роль просветителей и крестителей новых земель, за что именуются «равноапостольными», другие же – «благоверные правители» – на сложных переломах эпох обеспечили преемственность данного выбора. Святых князей Александра Невского, Димитрия Донского мы чтим именно за это, в то время как иные, может быть, более удачливые и храбрые военачальники, вожди и монархи, внесшие вклад в политическое или дипломатическое воз-вышение государства, не были удостоены почестей прославления в лике святых.

История Руси, предшествовавшая принятию христианства, недостаточно описана: наши древние письменные артефакты утрачены, первые летописные источники сохранились лишь с XI века. А о событиях прежних эпох, за исключением немногих письменных греческих свит-ков IX-X веков, повествуется, в основном, в устных народных преданиях, где достоверным фактам может сопутствовать поэтический вымысел, и в текст оригинала могут вклиниться бо-лее поздние изменения сюжетов.

В давние времена восточная территория европейской Руси была населена чудскими и тюрк-скими племенами, а в западной части, кроме литовцев и чуди, примыкавших своими поселе-ниями к Балтике, под разными местными наименованиями небольшими общинами жили сла-вяне. Все они были язычниками. Термин «язычество» произошёл от церковнославянского сло-ва «языци», то есть «народы» – носители того или иного языка, определённых традиций и воз-зрений. К концу I тысячелетия от Р.Х. в плане религиозном восточные славяне в большинстве своём не были христианами, в их духовной жизни имело место удивительное сосуществование разных верований, в котором для наших предков всё было естественно и гармонично, причём постепенно образ мировосприятия и религиозных воззрений восточных славян продвигался к единобожию.

Особая роль в приготовлении общественного сознания Руси к принятию учения Христа принадлежит святой княгине-христианке равноапостольной Ольге, которая с середины Х века после гибели мужа довольно долго правила Киевским княжеством (945-964) в качестве регента при малолетнем сыне Святославе. И есть основания полагать, что в восьмидесятые го-ды X столетия в Киеве уже многие варяги, бояре, купцы и простые горожане крестились и бы-ли христианами. Причём большинство жителей древней столицы и других крупных городов Руси в ту пору, даже и не будучи христианами, довольно мирно уживалось с христианским меньшинством. Хотя среди деревенского населения языческие верования сохранялись ещё сто-летиями.

Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, то есть вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией.

«Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 году в Киеве появились представители всех трёх этих религий, предлагая принять их веру князю Владимиру Святославичу, зани-мавшему в ту пору Киевский престол – внуку княгини Ольги, сыну пленной Малуши Лю-бечанки и великого князя Святослава Игоревича. Ислам был отвергнут князем из-за обре-менительного воздержания от вина, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лиши-лись своего государства и были рассеяны по всей земле. Не было принято и предложение пе-рейти в католическую веру, сделанное посланцами папы римского. А вот рассказ православно-го греческого проповедника, который в заключение своей беседы показал князю картину Страшного Суда, произвёл на него сильное впечатление. По совету бояр Владимир отправил десять мудрых мужей, дабы те испытали на месте, чья вера лучше. Когда русские послы при-были в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. «Мы не знали, – говорили потом они Владимиру, – на земле мы стояли или на небе». А бояре заметили: «Если б вера греческая не была лучше других, не приняла бы её бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей».

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинопо-ля было связано и с желанием сохранить важные связи, установившиеся у Руси с Византией в предшествующие годы. Имел значение и престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

В отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источ-никах нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI-XII ве-ков вошло в древнерусское летописание, а затем и в «Житие святого Владимира», князь принял крещение с именем Василий в захваченном им городе Корсунь (Херсонес) – центре византий-ских владений в Крыму в 988 году (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989-м); там же, в Корсуни состоялось бракосочетание Владимира с македонской царев-ной Анной (родилась 13 марта 963 года), сестрой византийских императоров Василия II Болга-робойцы и Константина VIII, что было условием соглашения о предоставлении Византии во-енной помощи Руси. Другой источник, правда, уже в XI веке приурочивает крещение Влади-мира ко времени за два года до взятия Корсуни и утверждает его как произошедшее в Киеве.

За крещением князя и его дружины последовало массовое крещение жителей крупнейших русских городов – Киева и Новгорода. А князя стали именовать Владимиром Крестителем. Важно, что универсальная письменность, пришедшая с принятием Православия на Русь, не только легла в основу церковного Богослужения, но также использовалась в государственной и гражданской жизни. Следствием крещения Руси в законодательной области стало разделение по византийскому образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдик-ций, которое древнерусская традиция также относит ко времени правления Владимира Свято-славича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления про-тив нравственности, суд над клириками и членами их семей. Все эти установления нашли от-ражение в княжеских уставах X-XII века. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов русскими богослужебными книгами и грамотными священнослужителями, для чего детей знати целенаправленно отбирали «на учение книжное».

Принятию Веры Христовой русским народом содействовало то, что она распространялась большей частью мирными средствами – проповедью, убеждением (а не огнём и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, Богослу-жение совершалось на родном славянском языке.

По тексту Библиотеки Макаренко НСК

Назад