ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНО (с.8 № 117)

06.02.2025

ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНО

Два события церковного календаря – 19 октября (1 ноября) и 1 (14 ноября) происходили во времена далёкие, но, перекликаясь в веках с событиями современными, по промыслу Божиему они стали для ныне живущих очередным напоминанием о вечных христианских истинах.

19 октября (1 ноября) чтится память мученика Уара и с ним семи учителей христианских.

Военачальник и тайный христианин Уар жил на рубеже III-IV веков в Александрии египетской. То был период наиболее жестокого гонения на христиан, в городские тюрьмы денно и нощно бросали тех, кто исповедовал Христово учение. Каждую ночь Уар спускался в темницы, приносил арестованным христианам пищу, снимал с них оковы, промывал раны, добрым словом утешал и поддерживал страдальцев.

Однажды он целую ночь беседовал с семью осуждёнными на смерть христианскими учителями. Уар просил, чтобы они помолились Господу о даровании ему твёрдости в вере. После совместной молитвы военачальник окреп духом, решив больше не скрывать свою веру в Иисуса Христа.

Под утро один из семи учителей скончался, остальных же шестерых повели на суд. Наместник, увидев, что арестованных христиан на одного меньше, спросил: где же седьмой? И здесь военачальник Уар, выйдя вперёд, объявил о своей вере во Христа, сказав, что он и является седьмым. Наместник пытался уговорить одного из лучших своих военачальников отречься от своих убеждений, но Уар заявил, что никакие земные блага не отвратят его от Единого Бога. Убедившись в твёрдости веры Уара, наместник приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Затем казнили и христианских учителей. Тело Уара было выброшено на свалку за город. В ту же ночь благочестивая вдова Клеопатра тайно похоронила Уара. Спустя несколько лет она с почестями перенесла мощи святого на свою родину в Палестину.

В наши дни в самой высокой точке города Липецка стоит кафедральный собор Рождества Христова. Собор возводился в позапрошлом веке. Летом 1837 года по пути в Воронеж будущий император Александр II, а на тот момент царевич и наследник престола, со своим наставником, знаменитым поэтом В.А. Жуковским посетил Липецк. Василий Андреевич оставил зарисовки строящегося собора.

В течение нескольких лет, до 1931 года в Христорождественском соборе служил священник, которого в православном мире называют священномученик Уар Липецкий, поскольку он тоже, как и его далёкий предшественник, принял мученическую смерть за Христа.

Священномученик Уар, в миру Пётр Шмарин, родился 11 октября 1880 года в селе Ново-Ситовка Тамбовской губернии в бедной и многодетной крестьянской семье. Глава семейства рано скончался, и маленький Пётр с шести лет познал нелёгкий крестьянский труд. В их селе в то время служил священник, который уговорил вдову отдать Петра в школу, а все расходы по обучению мальчика взял на себя. Сельскую школу Шмарин окончил с отличием. Затем тот же священник устроил мальчика сначала в тамбовскую гимназию, а затем в церковно-учительскую семинарию. При этом Пётр пообещал священнику, что, окончив семинарию, он примет сан. Однако для рукоположения надо было жениться. Уже женатого Петра рукоположили в сан диакона и направили служить в Саратовскую епархию. В 1910 году Петру предложили дальнейшую службу либо в Америке, либо в Финляндии. Он выбрал второй вариант. 28 октября того же года рукоположенный в сан священника отец Пётр отправился служить на остров Манчинсаари, что на Ладожском озере.

И по окончании семинарии отец Пётр продолжил самообразование. Он приобрёл множество книг духовного и светского содержания, знал все религиозно-философские течения того времени, имел большие познания в медицине. Выходец из бедных крестьян, он хорошо понимал их. В свою очередь, прихожане относились к отцу Петру как к народному пастырю. Приход, в котором служил Шмарин, располагался недалеко от Валаамского монастыря, и в доме отца Петра часто останавливалась братия святой обители.

После Октябрьской революции Финляндия отделилась от России, и отец Пётр переехал в Петроград, где на долю священника выпало немало испытаний. Заболев тифом, скончалась его жена, и Шмарин остался с шестью детьми на руках. Пятерых забрала к себе в Лебедянь бабушка, а одного ребёнка взяли на воспитание родственники из Липецка. Вскоре недалеко от Лебедяни, в селе Тютчево получает приход и отец Пётр. Здесь батюшку несколько раз арестовывали, но быстро отпускали. В 1924 году последовал более серьёзный арест – священника Шмарина поместили в лебедянскую тюрьму. На допросах следователи старались больше убедить, нежели запугать. Для властей было главное, чтобы отец Пётр отказался от сана священника. Однако на все уговоры Пётр Шмарин неизменно отвечал: «Того, чего вы от меня добиваетесь – никогда не добьётесь». Увидев непреклонную волю священника и учитывая его крестьянско-бедняцкое происхождение, власти и в этот раз освободили отца Петра.
20 августа 1926 года священник Пётр Шмарин по пострижении в монашество с именем Уар был хиротонисан во епископа Липецкого. Сначала он служил в липецком Христорождественском соборе, а после его закрытия в городской Успенской церкви. Епископ Уар стал непоколебимым оплотом Православия в Липецком крае и непримиримым борцом с обновленчеством. Это очень обеспокоило власти. Летом 1935 года владыку вновь арестовали и заключили в тюрьму в Липецке. В сентябре того же года состоялось заседание выездной сессии спецколлегии Воронежского областного суда, на котором владыка Уар виновным себя не признал. Тем не менее его осудили на восемь лет.

«Не плачьте и не переживайте, – сказал он своим духовным чадам. – Живите, как жили. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно».

На следующий день владыку этапировали в мичуринскую тюрьму, а затем отправили в Карагандинские лагеря. Оттуда он писал, что, слава Богу, жаловаться ему не на что. Все это время владыка содержался в бараке с осуждёнными по политическим статьям. Но в 1938 году его перевели на другой участок и поместили в барак, где сидели сплошь уголовники. 23 сентября того же года они убили владыку. Епископ Уар (Шмарин) был погребён на одном из кладбищ Карагандинского лагеря, ныне это село Самарка Мичуринского района Карагандинской области.

В наши дни в новых микрорайонах Липецка возводится храм в честь священномученика Уара, первого епископа Липецкого.

Вершину горы в Липецке, на которой расположен кафедральный собор, липчане издавна называют Соборной площадью. Официальное же её имя – площадь Ленина, рядом с собором Рождества Христова стоит памятник В.И. Ленину... Впрочем, среди горожан оба названия этого места бытуют на равных правах – пролетарский вождь и кафедральный собор мирно уживаются. Такое нечасто, но в нашей жизни случается.

В Воронеже кафедральный Благовещенский собор стоит в Первомайском сквере, и название сквера никто не отменял. В городе Тамбове есть памятник Зое Космодемьянской – первой женщине, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза во времена Великой Отечественной войны. Местные жители его так и называют: наша Зоя. Стоит же монумент отважной разведчице, павшей за други своя, возле мужского Казанского монастыря. Устанавливали памятник в 1947 году, в тот момент обитель была закрыта, а на месте установки памятника когда-то располагалось монастырское кладбище...

Одно из безусловных украшений Тамбова, Казанский монастырь был основан около 1670 года старцем Иосифом, храм во имя иконы Божией Матери «Казанская» появился в 1791 году. По преданию, через два года после его освящения в этой церкви был рукоположен в иеромонахи преподобный Серафим Саровский.

Закрыли же святую обитель 19 октября 1918 года «в связи с выступлением против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Сначала здесь размещалась Тамбовская губернская ЧК, затем был уничтожен некрополь и разрушена колокольня.

Возрождение обители началось 22 декабря 1992 года – к тому времени памятник Зое стоял на своём месте уже сорок пять лет. Случайно ли девушка-герой, воплощённая в бронзе, появилась возле святой обители? Сама фамилия Зои Анатольевны говорит о том, что она – потомок священнослужителя. И это так. Её дед, уроженец тамбовщины Пётр Иванович Козьмодемьяновский, в 1900 году был рукоположен в сан священника, а через шесть лет стал настоятелем Знаменской церкви, которая находилась в селе Осиные Гаи Тамбовской губернии. Добрый и отзывчивый, он прекрасно читал проповеди. Бывало, после визитов священника бедняки обнаруживали у себя в доме деньги – отец Пётр тайно оставлял их, чтобы не смущать неимущих. У отца Петра Козьмодемьяновского и его супруги родилось четверо сыновей, старшего из которых звали Анатолий. Он и есть отец Зои и Александра Козьмодемьяновских.

Мирную жизнь села нарушили революция и Гражданская война. В день Святой Троицы во время проповеди отец Пётр высказался о перегибах в действиях комбедов. Этих слов ему не простили, и в ночь на 27 августа 1918 года к священнику пришли. Отца Петра вывели из дома, жестоко избили, потом проволокли по селу и бездыханного бросили в Сосулинские пруды. Обнаружили тело священника только весной следующего года, оно имело восковой цвет и не разложилось. Из церкви, в которой служил отец Пётр, не пропало ни одной иконы, да и сам храм Божий не сожгли. Жители села Старые Гаи были убеждены, что это произошло благодаря молитвенному заступничеству батюшки перед Богом. В 2004 году Синод Русской Православной церкви канонизировал отца Петра Козьмодемьяновского как новомученника.

Отца Зои, Анатолия Петровича, признали кулаком. В результате маленькая Зоя вместе с родителями и младшим братом оказалась в Иркутской области. Родная тётя Зои в то время работала в аппарате Наркомпроса и добилась у Надежды Константиновны Крупской разрешения на возвращение семьи в Москву при условии, что они изменят фамилию. Вот и вышло, что в Сибирь уезжали Козьмодемьяновские, а вернулись – Космодемьянские.

Зоя никогда не видела своего деда – она родилась через пять лет после его кончины. В сентябре этого года ей исполнился бы сто один год! Но, видимо, от него унаследовала девушка твёрдость убеждений и верность своему долгу, поколебать которые не смогла даже угроза смерти. Такой характер был у внучки русского святого.

На свет Зоя появилась в том же селе Осиные Гаи, где служил и принял мученическую смерть её дед. С началом войны Зоя вступила в ряды Красной Армии, вошла в состав диверсионно-разведывательной группы, которую отправили в 1941 году в тыл врага. Зою долго не хотели брать в отряд. Командование смущало её происхождение и исправления в фамилии. Но после визитов в Московский горком комсомола Зоя всё-таки добилась, чтобы её приняли в ДРГ.

Всем участникам группы открыто сказали: «Вы – смертники. Девяносто пять процентов из вас погибнут. От фашистов не будет никакой пощады. Если кто из вас не готов к подобным испытаниям, скажите прямо. Никто вас не осудит. Своё желание биться с врагом реализуете на фронте». Не отказался ни один.

Космодемьянская успела поджечь три дома и сарай с гужевым транспортом фашистов. Во время второй попытки Зою взяли в плен и после долгих пыток приговорили к казни через повешение. Перед смертью Зоя произнесла пламенную речь, в которой призывала жителей биться с врагом и не бояться погибнуть в борьбе за освобождение родной земли. Казнь Космодемьянской состоялась 29 ноября 1941 года.

1 (14) ноября православные христиане поминают святых братьев Косму и Дамиана. Родом из Малой Азии, святые Косма и Дамиан родились не позднее IV столетия. Искусные врачи, они стяжали благодатный дар Духа Святого – молитвой исцелять недуги людей и даже животных. С больных, которых лечили братья, они никогда не брали платы, и слава о святых Косме и Дамиане прошла по всей округе. Люди назвали их бессребрениками. По именам братьев и появилась на Руси фамилия Козьмодемьяновские.

Две православные даты. Далёкие эпохи, разные события, которые удивительным образом, по промыслу Божию, говорят о многом.

Назад