
СВЕЧА ПЕРЕД ЛИКОМ ГОСПОДА (с.6 №117)
СВЕЧА ПЕРЕД ЛИКОМ ГОСПОДА
Христианские образы в творчестве Виктора Васнецова
Имя великого русского художника Виктора Васнецова было хорошо известно как в дореволюционной России, так и при советской власти Но если до 1917 года его знали, в первую очередь, как религиозного художника, то позже эта часть творческого наследия отступила на второй план, и Виктор Михайлович стал широко известен как гениальный автор былинно-сказочных сюжетов и исторических полотен. Однако главным поприщем художника всё же была религиозная живопись, которой он посвятил много лет. В Российской империи Васнецов был официально признанным мастером церковных росписей, и Академия художеств поручила ему организовать иконописную мастерскую. Открытие её, однако, не состоялось, так как Васнецов настаивал на размещении мастерской в Москве, в то время как руководство Академии предлагало Петербург.
Выставки религиозно-церковной живописи Васнецова в дореволюционной России устраивались неоднократно в Москве и в Петербурге и вызывали повышенный интерес у зрителя. Лично себе выручки от этих выставок художник почти не оставлял. Так, в 1910 году после выставки религиозных работ в Историческом музее весь доход был пожертвован им на нужды музея для приобретения памятников древнерусской культуры, предметов искусства и литературы.
Жизнь и творчество Васнецова пришлись на пореформенную эпоху российской истории, эпоху возрождения национальной культуры, когда, по словам известного русского философа Константина Леонтьева, в России «вспыхнуло национальное чувство, которое указывало прогресс и благо в укреплении и развитии этих исторических основ. Остатки прежнего, антинационального, европейского, каким оно себя считало, были ещё очень могущественны, но, казалось, шаг за шагом отступали перед новым, национальным».
Много сделано Васнецовым для Русской Православной Церкви. «Моё искусство – свеча, зажжённая перед ликом Господа, – писал он. – Я не отвергаю искусство вне Церкви. Искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа там, где оно может. Но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной духа – с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-нибудь высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений». А вот что он пишет художественному и музыкальному критику, историку искусств Владимиру Стасову в 1898 году: «Что касается религиозной моей живописи, то скажу, что я, как православный и искренно верующий русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу. Может быть, свечка эта из грубого воску, но поставлена она от души».
Первый опыт религиозной живописи Виктор Михайлович получил в имении купца Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Вместе с художником Василием Поленовым он стал автором проекта построенного там храма Спаса Нерукотворного, стилизованного под старину с элементами различных школ средневековой русской архитектуры. Храм был освящён в 1882 году. Работая наряду с другими художниками (И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским), Васнецов исполнил в храме наибольшее количество росписей. Им были написаны образ Богоматери (1882) и образ Сергия Радонежского в полный рост (1881). Этот опыт стал для художника откровением и повлиял на всю его дальнейшую жизнь. Виктору Васнецову принадлежит и ряд замечательных работ для храма-памятника Воскресения Христова в Петербурге – яркого образца архитектурного стиля, названного «неорусским». Сооружение на набережной Екатеринбургского канала на месте смертельного ранения террористами императора Александра II храма, получившего также название «Храм Спаса на Крови», длилось двадцать четыре года. К оформлению были привлечены известные мастера России, в том числе Васнецов, Рябушкин, Кошелев, Бондаревский, Харламов, Нестеров, Беляев. Наружные мозаичные панно были созданы по рисункам и эскизам Васнецова на евангельские сюжеты. «В этот храм, – писал он, – я хотел вложить всё, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений».
С именем Виктора Васнецова связан и величественный памятник архитектуры и живописи конца XIX-начала ХХ века – Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, построенный в 1892-1903 годах хозяином Гусевской хрустальной фабрики Юрием Нечаевым-Мальцовым. Автором проекта храма в Гусь-Хрустальном был архитектор Леонтий Бенуа. В интерьере фасада церкви Бенуа использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества.
Драматична судьба ещё одного шедевра, над которым вдохновенно трудился Васнецов: утраченным оказался целый ряд уникальных мозаик собора Александра Невского в Варшаве, строительство которого началось в конце XIX века. Проект собора авторства Леонтия Бенуа был выдержан в стиле древних прототипов Владимиро-Суздальской земли, а столпообразная семидесятиметровая колокольня напоминала знаменитую церковь-колокольню московского Кремля – «Ивана Великого». Одобряя проект, император Александр III сказал, что православный собор в стиле, весьма близком к греко-романскому, будет гармонировать с общим стилем выдающихся зданий города и станет самым высоким в Варшаве.
Строительство собора, который вмещал две с половиной тысячи человек и имел пять куполов с квадратным основанием, завершилось в 1900 году. Работа над интерьером велась в течение двенадцати лет под руководством профессора Николая Покровского. Фрески написаны Виктором Васнецовым. По его эскизам были выполнены также шестнадцать огромных мозаичных композиций. Живописью Васнецова были украшены 2840 квадратных метров собора, художником были созданы здесь пятнадцать картин и написаны тридцать отдельных фигур. «Я начал большую и очень ответственную работу, создав графические эскизы, которые были исполнены несколько в характере "Евхаристии" Киевского Софийского собора», – вспоминал о своей варшавской работе Виктор Михайлович осенью 1916 года. Его помощником в росписи Александро-Невского собора стал художник Андрей Рябушкин. Некоторые композиции в боковых нефах написаны Михаилом Нестеровым. Сам же Васнецов выполнил сто пятьдесят подготовительных картин и росписей. Часть их была приобретена Александром III, часть – меценатом Павлом Третьяковым.
Поскольку религиозная живопись великого художника украшала в дореволюционные годы православные храмы как в России, так и за рубежом, то сегодня некоторые храмы с росписями Васнецова оказались на территории иностранных государств. Одним из них является Свято-Владимирский собор в Киеве – матери Земли Русской...
Десять лет работал Васнецов над росписью знаменитого киевского собора. В результате гигантского труда были созданы шедевры, поражавшие воображение: «Христос Вседержитель» с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословления правой со скрещёнными пальцами – в куполе храма; «Богоматерь с младенцем» – в апсиде над алтарем; композиция «Страшный суд» над входом на хоры... Главные тематические фрески раскрывали Крещение Руси и крещение князя Владимира. В центральной, левой и правой частях собора находился триптих «Радость праведных о Господе» и «Бог Саваоф». Во время работы над росписями Владимирского собора вокруг Васнецова собралась группа талантливых русских художников, среди которых были М.В. Нестеров, М.А. Врубель, А.С. Мамонтов, братья Сведомские, С.П. Костенко, В.Д. Замирайло. Привлекал он и своих друзей: В.Д. Поленова, В.И. Сурикова, В.А. Серова. Но именно стиль Васнецова стал определяющим в оформлении собора.
Владимирский собор был в те годы главным центром национального русского искусства. Император Александр III ждал с нетерпением окончания работ и собирался присутствовать на его освящении, но этому помешала неожиданная кончина царя в октябре 1894 года. Освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года.
Новая советская эпоха не щадила русские религиозно-творческие шедевры. В 1920-1930-е годы многие живописные творения Васнецова удаляли из храмов и помещали в запасники музеев, нанося огромный, почти непоправимый урон национальному искусству. Так, расписанный им Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном после революции стал «дворцом труда». А украшавшее храм полотно Васнецова было снято, сложено в рулон и отправлено в сарай, где позже его случайно нашёл художник Михаил Нестеров. Реставрация картины началась лишь десятилетия спустя, 13 августа 1981 года, и завершилась 20 мая 1983 года. Летом 1983 года работа Виктора Васнецова «Страшный суд» после сложнейшей реставрации, проведённой ленинградскими художниками под руководством Якова Казакова, вернулась на своё место. «Сегодня большой день в истории русской живописи, – сказал в день возвращения картины президент Академии художеств СССР Борис Угаров, – возвращено к жизни великое полотно Виктора Михайловича Васнецова».
Трагичной оказалась и судьба варшавского собора Александра Невского. Как православный храм он просуществовал всего три года. В 1915 году Варшаву заняли немецкие войска и устроили в храме гарнизонный костёл в честь святого Генриха. С куполов была снята позолота, внутри установлены орган и ряды стульев для прихожан. Но этим надругательством всё не закончилось. В 1918 году, спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех православных церквей города. Некоторые польские общественные деятели высказывались за сохранение собора и превращение его в музей мартирологии польского народа, в архив или, хотя бы, просили оставить там гарнизонный костёл. Увы, шедеврам, созданным Виктором Васнецовым для варшавского собора Александра Невского, не повезло: в двадцатые годы прошлого века в националистическом угаре собор был снесён поляками. Что ж, нынешним европейским «борцам с памятниками» есть с кого брать пример...
Александро-Невский собор в Варшаве был снесён в 1924-1926 годах. И в том же 1926 году 23 июля Виктор Васнецов скоропостижно скончался в своей мастерской.
После разрушения собора из всех художественных шедевров великих русских мастеров уцелело совсем немного. Небольшой фрагмент композиции Васнецова «О Тебе радуемся, Благодатная» вместе с уцелевшим мозаичным полотном художника Николая Кошелева «Спас со строителем» благодаря усилиям православных подвижников в 1924-1926 годах был перевезён в полесский город Барановичи (Белоруссия) в построенный там в 1931 году православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который в 1953 году был взят под охрану государства как памятник культуры.
Творения великого русского художника по сей день украшают храмы в России, а также в Киеве, Дармштадте и Софии. Написанные Васнецовым для внутреннего оформления собора Александра Невского в Софии две иконы сохранились там до сих пор...
Бесценны обе ипостаси Васнецова-живописца: и сотворение безупречных художественных композиций, являющих потомкам образы русской национальной былинно-сказочной мифологии, и творчество, посвящённое созданию фресок, мозаик, полотен в русле Православной Веры и храмового искусства. Гений верил, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма – то уж поистине и дело высочайшего искусства, и дело народное».
По сайту www.rodina-history.ru
Важные сообщения

ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!
Просьба о пожертвовании
на "Вестник".
