Грех ослепляет (свт. Тихон Задонский, с.15 №62)

10.12.2014

Грех ослепляет. Человека – своего благодетеля – человек любит, почитает и прославляет, хотя всё, что ни получает от него, есть Божие. Но Богу, благами Которого живёт, движется и существует [Деян. 17, 28], не воздаёт хвалы.

Всякое создание Божие хвалит и прославляет Бога, Создателя своего. «Небеса проповедуют славу Божию» [Пс. 18, 2], солнце, луна и звёзды своим светом прославляют Бога. Птицы летают, поют – и славят Бога. Земля со своими плодами и море с живущими и движущимися в нём хвалят Господа. Словом, всё создание творит слово и повеление Божие – и так хвалит Господа своего.

Но человек, на которого гораздо бо́льшая излилась Божия благость, чем на всё созданное, человек, ради которого созданы небо и земля, ради которого Сам Бог явился и пожил на земле, человек – разумное творение, окружённое Божиими благодеяниями – не хочет хвалить и благодарить Бога, Господа, Создателя и Благодетеля своего. Так бедственно ослепляет грех человека!

Неблагодарность наша, христиане, вредит не Богу, а нам. Солнце остаётся солнцем, равно сияет и излучает свет, ругают его или хвалят, и свет его ни от хуления не слабеет, ни от похвал не усиливается. Как не прибавляем мы славы Богу тем, любим ли мы Его, почитаем, хвалим и благодарим, а самим себе приносим пользу. И когда не любим, не почитаем, не хвалим или даже хулим, мы не убавляем Его славы, но вредим себе. Солнце светит всем: кто хочет видеть свет – открывает глаза и видит, но солнцу от этого ничего не прибавляется; кто закрывает глаза и не видит свет – вредит себе, а не ему. Так благость Божия изливается на всех; тому, кто чувствует её и благодарит Бога, самому полезна его благодарность, а не Богу. Тот же, кто этого не чувствует и не благодарит Благодетеля, вредит себе, а не Ему.

Скрывать дарование Божие или употреблять его не во славу Божию, а для своей корысти и прихоти – признак неблагодарности. Таковы те, кто имеет разум, но не помогает им ближним своим; и те, кто богатство мира сего имеют – и сокрывают или употребляют на излишества, а просящих Христа ради презирают... Злоупотребление дарованием Божиим потому можно считать неблагодарностью, что посылается оно для того, чтобы мы сами им пользовались и благодарили Бога, и другим помогали в честь давшего нам Своё добро.

Наконец, всякая беззаконная и Вере христианской противная жизнь есть признак неблагодарности. Ибо к Богу благодарности не может быть без любви Божией, которая познаётся в соблюдении заповедей Божиих, как говорит Христос: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» [Ин. 14, 21].

Святитель Тихон Задонский

Назад