ВЕЛИКИЙ ПУСТЫННИК (с. 20 №63)

03.02.2015

30 января н.ст. – память преподобного Антония Великого – основателя отшельнического монашества.

Существуют разные формы монашества. Отшельничество – монашеское, «скитское», «пустынное» житие, уединение, связанное с добровольным принятием аскетических обетов (например, усиленной молитвы, строгого постничества, молчальничества). При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника – аввы (отца), живут отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предаются молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда сохранившиеся до сих пор названия крупных православных монастырей – Троице-Сергиева и Киево-Печерская Лавры и др.). Отшельничество в христианстве было связано как с преследованиями первохристиан со стороны римских императоров, так и с христианской идеей греховности мира и спасительности отказа от его соблазнов. Первым из известных христианских отшельников был Павел Фивейский, который ушёл в пустыню, спасаясь от преследований христиан императором Децием. Примером пустынножительства служит жизнь Антония Великого. Но ещё при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни – общежительное монашество. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

Жизнь прославленного подвижника преподобного Антония Великого подробно описана отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия считается одним из лучших его писаний, шедевром аскетической и житийной литературы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам. «Врач, которого Бог даровал Египту», – так сказал о святом Антонии его друг и биограф святой Афанасий Александрийский...
Преподобный Антоний родился в Египте в селении Кома близ Фиваидской пустыни в 251 году. Родителями его были благочестивые и богатые коптские христиане знатного происхождения. Своего сына они воспитали так, чтобы он не знал никого другого, кроме них и своего дома. С детства любил мальчик посещать церковные службы и слушал Священное Писание с таким глубоким вниманием, что запоминал слышанное на всю жизнь и с малых лет руководствовался заповедями Господними. Придя в отроческий возраст, он не спешил приниматься за науки, но, оставаясь в родном доме, хранил чистоту сердца и стремился к преуспеянию в благочестии.
Родители преподобного Антония умерли, когда ему было около двадцати лет. Оставшись с маленькой сестрою, он первоначально заботился о доме и о должном воспитании сестры. Часто по своему обыкновению посещая храм, он слышал из читаемого там, как апостолы, оставив всё, последовали за Спасителем, и как, по свидетельству книги «Деяний Апостольских», многие из христиан продавали своё имущество и полагали цену проданного к ногам апостолов для раздачи нуждающимся [Деян. 4, 44]. Антоний размышлял о том, как тверда была вера этих людей, и какая великая награда уготована им на Небесах.

С такими мыслями он приходит однажды в храм и здесь вдруг снова слышит слова Христа, сказанные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на Небесах; и приходи и следуй за Мною» [Мф. 19, 21]. Антоний принял это за напоминание свыше, – как бы Христос сказал эти слова лично ему самому, – и по выходе из храма продал своё имущество, а вырученные через продажу большие деньги раздал нищим, оставив лишь незначительную часть их для своей слабой малолетней сестры. Он хотел посвятить себя Господу, но недоумевал, на кого он оставит сестру.
Когда вскоре после этого он вновь пришёл в храм и услышал слова Господа в «Евангелии»: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы» [Мф. 6, 34], то тотчас же вышел вон и отдал нуждающимся и остальную часть средств. Не желая более проживать в своём доме, он поручил сестру известным ему девственницам-христианкам, чтобы она воспитывалась среди них примером их жизни, сам же начал вести суровое подвижническое существование.

Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. В то время в Египте было ещё мало монастырей, и пустынножительство было не распространено. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединённо, и старался во всём подражать ему. Чтение Священного Писания он выслушивал с таким глубоким вниманием, что не забывал из читаемого решительно ничего и, при строгом соблюдении всех заповедей Господних, память стала заменять ему сами священные книги. Трудами рук своих он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным. Посещал Антоний и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Одному старался подражать в воздержании, другому – в бодрости, тому – в кротости, другому – в неусыпности, иному – во внимательности к читаемому; у одного он учился подвигам поста, у другого дивился лежанью на голой земле, прославлял смирение одного, терпение другого. Приобретя общую всех их любовь и от всех получив пользу, он возвращался к себе в келью и там, размышляя о виденном, старался усвоить и совместить в себе добродетели всех, направляя свои усилия к тому, чтобы ни в одной из упомянутых добродетелей не оказаться самым последним. Поступая так, он начал всех превосходить славою, однако ж продолжал пользоваться общею любовью: соседи и иноки, которых он часто навещал, видя такую жизнь Антония, называли его боголюбивым и любили одни как сына, другие как брата.

Затем он решился уйти дальше вглубь Фиваидской пустыни и поселился в одной из отдалённых гробовых пещер. Один из его друзей иногда приносил ему пищу. Потом святой Антоний совсем удалился из обитаемых мест, перешёл реку Нил и поселился в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила. Здесь он пробыл около двадцати лет. Он принёс с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от своих друзей только дважды в год через отверстие в кровле. Изредка он поддавался на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Но даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ничем не прерывать своих великих трудов и постничества. Его душа была в постоянном молитвенном общении с Богом, так как он знал из Писания, что молиться нужно непрестанно [1Фес. 5, 17].
Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Враг рода человеческого смущал молодого подвижника помыслами, сомнениями в избранном пути, тоской по сестре. Он приводил ему на память мысль о проданном и розданном имуществе, о необеспеченности сестры, о суетной мирской славе, об удовольствии, какое можно получить от различной пищи и прочих прелестях мирской жизни. Этими и многими другими помыслами искуситель старался омрачить его ум и развратить сердце. Дьявол влагал ему нечистые помыслы, стремился привести его чувства в услаждение естественным раздражением и волнением похоти. Но преподобный Антоний хранил твёрдую веру и непрестанно творил молитву. Тогда дьявол начал смущать его ночными страхами и привидениями, шумом, голосами и воплями среди ночи, днём же – и открытыми нападениями: однажды бесы так тяжко избили его, что люди сочли его умершим и стали готовить к погребению. Нечистый то пытался устрашить преподобного видом чудовищ или диких зверей, пытаясь принудить святого покинуть избранное им место, то лицемерно признавал себя побеждённым, рассчитывая склонить святого к тщеславию и гордости. Дьявол пытался склонить Антония к плотскому греху, принимая ночью образ прекрасной женщины, и всячески пытался возбудить в Антонии страсть, но тот погашал её мыслью о геенском неугасающем огне и неумирающем черве.

Антоний твёрдо противился дьяволу. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда Сам Господь являлся ему или посылал Ангела для ободрения. По преданию, когда Антоний, не выдерживая духовных страданий, воззвал к Господу: «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришёл Ты прекратить мои страдания?» – явился Христос и сообщил, что Он был рядом всё время. После этого явления преподобный Антоний встал исцелённый от ран и готовый к новым подвигам. В это время ему было 35 лет.

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». И ему было явлено видение: кто-то похожий на него сидел и работал, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу: это был Ангел, которого Господь послал для вразумления Своего избранника. «Делай так – и спасёшься», – сказал ему Ангел Господень.

Тогда преподобный усилил подвиги и установил строгий порядок своей жизни. Он принимал пищу один раз в сутки, а иногда один раз в два-три дня; все ночи проводил в молитве, предаваясь краткому сну лишь на третью или четвёртую ночь после непрерывного бдения. В непрерывной борьбе с бесами и в полном уединении преподобный Антоний прожил двадцать лет и обрёл, наконец, спокойствие духа и мир в помыслах.

Такой образ жизни сделал его известным, и некоторые из друзей, узнав о его местопребывании, пришли, чтобы поселиться поблизости. Собравшиеся к ограде преподобного люди разобрали заграждавшие вход камни, проникли к святому Антонию и просили взять их под своё руководство. Случилось это в 305 году.
Вскоре гора, на которой подвизался святой Антоний, оказалась окружена целым поясом монастырских обителей, и преподобный с любовью наставлял насельников, уча духовной жизни тех, кто пришёл в пустыню спасаться. Он учил, прежде всего, постоянству в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня.

В 311 году началось жестокое гонение на христиан, воздвигнутое императором Максимианом. Желая пострадать вместе со святыми мучениками, преподобный Антоний покинул пустыню и пришёл в Александрию. Он открыто служил мученикам в их заточении, присутствовал на суде и допросах, но мучители к нему даже не прикоснулись! По окончании гонения преподобный вернулся в пустыню и продолжал подвиги. Но, тяготясь и там многолюдством и ища нового уединения, святой Антоний удалился дальше и поселился на вершине горы. Однако братия из пустынных монастырей и там разыскали преподобного и умолили его хоть изредка посещать их обители.

За его подвиги Господь даровал святому Антонию дар чудотворений. Имея власть над нечистыми духами, преподобный исцелил много бесноватых, изгоняя бесов. Он исцелял своею молитвой и другие болезни, не лишён он был и пророческого дара: прозревал будущее и находящееся вдали видел так, как будто оно было пред его глазами...

Святой Антоний уже почти семьдесят лет жил в пустыне. Против воли начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Но Господь открыл ему, что есть подвижник и старше его. Антоний отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Путешествуя по необозримой пустыне, он, наконец, пришёл к пещере, где встретил убелённого сединами старца. Это был святой Павел Фивейский, который уже около девяноста лет жил в пустыне!..

Пока старцы беседовали, спустился к ним ворон и положил у ног их хлеб. «Щедр и милостив Господь, – воскликнул Павел. – Вот уже сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб». Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдёт из мира, и попросил его принести к нему мантию епископа Афанасия, чтобы прикрыть ею его останки.

Возвратясь в свою пустыню в сильном волнении, Антоний на вопросы братьев-монахов мог сказать только: «Грешный, я считал себя ещё монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в Раю...». На обратном пути к святому Павлу он увидел его, возносящегося на Небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов. Прибыв на место, преподобный благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.
К середине IV века преподобный Антоний стал духовным лидером всех египетских отшельников. Но, несмотря на стремление к одинокой молитве, по настойчивому приглашению Афанасия Великого преподобному Антонию ещё раз пришлось покинуть пустыню и прийти к христианам в Александрию, чтобы защитить Православную Веру от ересей манихеев и ариан.

Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Это послужило поводом к тому, что он лично выступил на собрании, опроверг не только наветы на себя, но и осудил арианское учение. Появление знаменитого подвижника оказывало мощное воздействие на людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него вразумления и чудес. Во время своего недолгого пребывания в Александрии он обратил ко Христу великое множество язычников. 85 лет своей жизни провёл преподобный Антоний в пустынном уединении. Незадолго до своей смерти преподобный поведал братии, что вскоре он будет взят от них.

Преподобный Антоний мирно скончался в 356 году в возрасте 105 лет, и погребён своими учениками в прославленной им пустыне в сокровенном месте.

В 544 году при византийском императоре Юстиниа-не мощи преподобного Антония Великого были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию, а затем, по завоевании Египта сарацинами в VII веке – в Константинополь (около 623 года). Из Константинополя в 980 году святые мощи перенесли во Францию в Монт-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) близ Вьена, где они хранятся в 114-килограммовом ковчеге по сей день. Глава преподобного Антония с 1491 года покоится в городе Арль (главный город Прованса в юго-восточной Франции) в церкви святого Иулиана. Однако в монастыре святого Антония считают, что мощи этого угодника Божия не были открыты, и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени...

Монастырь преподобного Антония Великого находится в египетской пустыне, среди гор Красного моря, в нескольких десятках километров от морского берега. Монастырь был основан в IV веке на месте, где преподобный прожил последние сорок четыре года своей жизни. Преподобный Антоний жил за пределами монастыря, на горе Аль-Кользом в пещере, с 312 года до своей кончины в 356 году. Ныне пещера святого Антония превращена в часовню и является местом паломничества. К пещере ведёт крутая лестница в 1150 ступенек. Один раз в год, в день памяти святого Антония Великого, 30 января, в пещере бывает Богослужение. В остальное время кто-либо из монашествующих ежедневно приходит сюда для особых молитв на несколько часов. В настоящее время монастырь святого Антония Великого принадлежит коптской Церкви. Это самая древняя в мире христианская обитель. Сегодня здесь трудятся 40 монахов и 25 послушников. В монастыре семь храмов. Один из них, храм Святого Антония – старинная постройка на месте часовни, которую возвёл ещё в IV веке сам преподобный. Прах его покоится справа от алтаря. Алтарь тройной. Средняя его часть посвящена святому Антонию, левая – святому Марку, а правая – святому Афанасию, патриарху Александрийскому, сподвижнику и биографу Антония. Храм строго аскетичен, здесь нет ничего лишнего. Алтарь от центральной части храма отделяется простой перегородкой с Царскими вратами. Справа от алтаря, в центральной части храма, имеется глубокая ниша, где под спудом покоятся мощи святого Антония, где он был погребён своими учениками.

На Востоке святого Антония почитают как отшельника и отца монахов, на Западе, напротив – как чудесного целителя.

Сайт-источник: www.hram-troicy.prihod.ru

Назад