МОЛИТВЕ НУЖНО УЧИТЬСЯ (с.4 №63)

03.02.2015

...О молитве святыми отцами написано очень много, и я только попытаюсь кратко изложить некоторые практические аспекты святоотеческого учения о молитве.
Для молитвы важны три условия: внимание, благоговение и сокрушение сердца. Внимание означает, что слова молитвы должны усваиваться вашим сознанием. «Держи ум в словах молитвы», – так говорил преподобный Иоанн Лествичник. Благоговение означает, что при совершении молитвы следует постоянно держать в уме, к Кому обращаешься: к Творцу всяческих, Богу. Сокрушение сердца значит, что молящийся должен иметь в памяти мысль о своём недостоинстве (то есть не надо всякий раз делать смотр своих грехов, достаточно просто помнить о своей греховности).

Всякий приступающий к деланию молитвы с искренней решительностью благоугождать Богу, вначале легко и охотно хранит эти заповеди, но далее среди житейской суеты рассеивается вниманием, теряет благоговение, реже помышляет о покаянии. То же бывает и с электриком, работающим с высоким напряжением тока: когда он только поступает на работу, то всячески остерегается нарушить правила техники безопасности, а после, привыкая, теряет страх и безбоязненно касается проводов. За это он бывает наказываем ударами электричества, которое, хоть и больно бьёт, но возвращает к реальности: не забывайся!.. Так и с нами бывает: Бог так или иначе напомнит о Себе. Но лучше не ожидать Божьих вразумлений, а стремиться поддерживать в себе внимание, благоговение и сокрушение сердца.

Молитве нужно учиться, как и всякому делу, со старанием и самопринуждением. Но всегда надо помнить, что молитва есть Божий дар. В своё время даст Господь молитву молящемуся за прилежание и терпение. Новоначальному же подобают труды, труды и труды.

Вначале следует побороться с первым врагом – рассеянностью. Уму свойственно отбегать, а вниманию – теряться. Важно вовремя ловить его и возвращать на место: продолжить чтение с того места, откуда внимание отбежало. Читать молитвы нужно достаточно медленно, потому что иногда ум не успевает за словами. Митрополит Антоний Храповицкий даже рекомендовал карандашом разбить текст каждой молитвы из «Молитвослова» вертикальными чёрточками на короткие фрагменты, и на этих чёрточках останавливаться, пока мысль не усвоится. Например: «Помилуй мя, Боже/ по велицей милости Твоей/ и по множеству щедрот Твоих/ очисти беззаконие мое/», и так далее.

Вначале следует избегать длинных молитв, а когда утвердитесь вниманием, можно и понемногу прибавить. Молитвенное правило должно быть постоянным, но если вы устали или больны – сокращайте, сколько требует немощь. Если нужно, читайте даже сидя или лёжа. Если уж совсем худо, хоть трижды «Господи, помилуй» произнесите, но только вовсе без молитвы не оставайтесь.

К обязательному правилу, читаемому утром и вечером, хорошо бы прибавить свои собственные молитвы. По окончании обычных молитв несколько остановитесь и подумайте: «Вот, я здесь стою, а Бог меня видит». И, остановившись на этой мысли вниманием, обратитесь к Богу с тем, что вам кажется самым существенным в жизни. Просите с надеждою, просто, по-детски. Богу нетрудно исполнить любую вашу просьбу, разве что она вам будет не на пользу. В конце своей молитвы обязательно добавьте: «Да будет воля Твоя». Хорошо и на бумажке записать такую молитву, чтобы не забывать её.

Самой важной молитвой является Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Она краткая, её легко и удобно читать на всяком месте и во всякое время. Но и Молитва Иисусова совершается только при хранении внимания, благоговения и сокрушения сердца. И нужно читать её медленно, чтобы каждое слово отпечатывалось в памяти. Афонские монахи – делатели Иисусовой Молитвы – утверждают, что для совершения ста молитв нужно не менее получаса; то есть темп чтения весьма невысок.

Наконец, существует ещё церковная молитва – это то, что читается и поётся в храме. Чтобы церковная молитва стала вашей, приучите себя регулярно бывать на Богослужении. Поначалу там многое кажется непонятным, но постепенно и язык Богослужения, и символика его, и темп станут более прозрачными. Может быть, погружение в церковность даже важнее понимания того или иного фрагмента Богослужения: ведь Церковь – это Царство Божие во всей полноте его, а мы сами ещё очень далеки от полноты. Поэтому неудивительно, что многое нам остаётся – и, возможно, останется – непонятным. Припадайте к Церкви, как дитя припадает к груди матери: пусть ему неизвестно, какие именно витамины, белки, жиры и углеводы содержатся в материнском молоке – дитя просто припадает к сосцам и получает всё потребное для жизни...

Но – дерзайте! С Божьей помощью в своё время вы достигните Истины. Только помните: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» [Лк. 9, 62].

Источник: http://oigor.narod.ru

Назад