СВЯТЫНИ БЫВШИМИ НЕ БЫВАЮТ (Дм. Ермаков, №66 с.20)

04.08.2015

Заоникиевская Владимирская пустынь находится чуть в стороне от дороги из Вологды до села Кубенского – и далее до Кирилло-Белозерского монастыря. Монастырь основан на месте духовных подвигов преподобного Иосифа Заоникиевского...

Мы едем по старой Кирилловской дороге. Минуем лётное поле аэроклуба и бывший танкодром напротив него. И снова поля, и здесь в полях без всякого указателя – отворотка направо (асфальтированная дорога). Это дорога, ведущая к святыне.

Проезжаем деревеньку Вертлово, и за ней опять поля, обсаженные тополями, а впереди – башенки, остатки стен, руины собора – это Заоникиевская Владимирская пустынь, расположенная в болотистой низине между деревнями Лучниково и Обухово. И хотя монашеская жизнь здесь давно нарушена, храмы разорены – это святое место. Святыни бывшими не бывают, как не бывает поругаем Бог.

«Заоникиевская Владимирская пустынь, общежительная, в 15 верстах от города Вологды. Основана преподобным Иосифом в 1588 году. Мощи его покоятся под спудом в Троицком храме, в приделе его имени; над гробницей преподобного – высеребряная рака чеканной работы и образ его во весь рост; здесь же гробницы двух сподвижников его – Антония и Иоанникия. В монастыре находится явленная пр. Иосифу «Владимирская» икона Божией Матери, известная под именем «Заоникиевской». Ежегодно 23 июня в монастырь совершается Крестный Ход из церкви святого Василия Великого, находящейся в 7 верстах от монастыря; 21сентября бывает Крестный Ход из монастыря в часовню, находящуюся в деревне Обухове, где родился преподобный Иосиф. При монастыре школа (с 1889 года) и богадельня» [Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»].

«Владимирская Заоникиева заштатная пустынь наименование Заоникиевой получила от того, что в старину она отделялась от города Вологды и окружных селений густым лесом, называвшимся Оникиевым» [Из рукописной книги, принадлежавшей Заоникиеву монастырю].

«В монастыре имеется два красивых каменных храма. Главный храм во имя Святой Троицы с приделами во имя святого Алексея, человека Божия, и преподобного Иосифа, основателя монастыря. Второй храм, так называемый скитский, освящён во имя Александра Невского.

В главном храме обращают на себя внимание два напрестольных креста с частицами святых мощей, а также небольшой овальный камень, на котором утверждён перламутровый крест: этот камень есть часть от того камня, на котором преподобный Серафим Саровский молился 1000 ночей... Для паломников имеется большой каменный двухэтажный корпус; для странников – странноприимный дом с пищей и кипятком. Из Вологды в пустынь ведёт хорошая шоссейная дорога» [Из книги «Православные русские обители», 1910].

«В течение XVIII века обитель не отличалась особенным благосостоянием, а в 1764 году была оставлена за штатом. Со второй половины XIX столетия монастырь стал быстро возрастать и развиваться. Он украсился новыми каменными строениями и окружил себя даже красивой каменной оградой с башнями...

Чудеса от «Заоникиевской» иконы Пресвятой Богородицы и от мощей преподобного Иосифа не прекращались до последнего времени. Последние и самые значительные изменения в Заоникиевской пустыни относятся ко времени служения о. архимандрита Серафима (примерно 1900 г.). Его заботами на территории храма были построены три двухэтажных здания напротив каждой из стен. Там находились братский корпус, гостиница, братско-настоятельская церковь, действовала основанная отцом Серафимом церковно-приходская школа для детей местных крестьян. Но самой великолепной частью монастырского комплекса являлся Владимирский храм, богатый по замыслу и исполнению. На территории пустыни был оборудован пруд с мостиком и беседкой над водой»...

Я привёл эти цитаты, чтобы стало понятно, что мы потеряли.
Вот сообщения более позднего времени: «В 1930-х годах в монастырских стенах располагалось спецпоселение, где жили крестьяне, сосланные с западнорусских земель, которых местное население называло «крестоватики». С питанием было очень плохо, «крестоватики» пухли от голода и тихо умирали, находя покой в общей могиле в «веретье», неподалёку от пустыни. На свою родину ни один из них не вернулся. Местные жители, которые пытались им помочь, подвергались репрессиям. Позже в обители разместился lом-интернат для умственно-отсталых детей, находящийся там и по сей день...».

А вот сведения из исследовательской работы учеников Дубровской школы [Виктория Барышева, Анастасия Петрова, Кристина Мешкова; руководитель – учитель биологии И.Н. Новожилова]: «С началом Великой Отечественной войны на территории монастыря расположилась воинская часть, 740-й летный отряд. Рядом было построено лётное поле. Сооружена железнодорожная ветка от железной дороги на Архангельск. Здесь ремонтировали, собирали и обкатывали самолёты для отправки на фронт. В 1944 году во время испытания разбился самолёт, погибли пять лётчиков: лётчик-испытатель Василий Хомусько, лётчики Хоренко, Цветаев, Литвененко, Льночевский. Их могила находится около дороги Дубровское – Фетинино.

В 1964 году было решено организовать на территории монастыря вспомогательную школу для детей-сирот и умственно отсталых ребят. Первым её директором стал Алфей Дмитриевич Смирнов. Сын позолотчика куполов, он внёс вклад в восстановление и благоустройство территории. Его заботами ремонтировались заброшенные, полуразрушенные здания, к братско-настоятельской церкви были пристроены переход и столовая, был проведён водопровод. Им был заложен великолепный сад и огород, подсобное хозяйство.

После безвременной смерти Алфея Дмитриевича в школе-интернате один за другим сменялись директора. Постепенно был разрушен Владимирский храм, там находится кочегарка и гараж, завален шлаком и углём алтарь, безвозвратно утрачена роспись купола...

Неизвестно точное местонахождении мощей преподобных Иосифа, Антония и Иоанникия... Рушатся стены монастыря, почти упали боковые башни, неумолимо разрушается храм.

Лишь редкие службы, которые проводят монахи Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря, напоминают о великой истории».

Добавлю, что в последнее время, по настоятельным просьбам православной общественности, кочегарку из храма убрали, очищен алтарь, проводятся Богослужения. До полного восстановления обители ещё далеко.
Впрочем, пути Господни неисповедимы...

Дмитрий Ермаков

Назад