ДВА ПУТИ СВЯТОСТИ: МИР И БЛАГОДАТЬ (с.8 №70)

16.04.2016

Память св. блгв. кн. прп. Анны Новгородской – 10 ст.ст./23 февраля

(также 5 ст.ст./18 сентября и 4 ст.ст./17 октября)

Святая преподобная Анна Новгородская (ок. 1001-1050 гг.) положила начало соединению двух путей святости: святых благоверных княгинь (цариц) – и преподобных. То есть деятельного служения миру – и молитвенного созерцания, монашеского подвига.

До великого раскола 1054 года христианская Церковь была едина, и память святой, принадлежавшей к самому благочестивому и достойному скандинавскому семейству своего времени, сегодня чтится и православными, и западными христианами. До крещения Ингегерда была старшей дочерью мудрого шведского короля Олафа Шётконунга (994-1022гг.). Отец её отличался глубокой набожностью, возвышенностью духа и благородством мыслей, был мудр и деятелен в делах правления и не имел себе равного по решительности и храбрости на войне. Пылая огнём ревности к Вере, он в продолжение всего своего царствования с великим воодушевлением трудился над христианским просвещением своей языческой страны и был прозван современниками «христианнейшим королём». Мать святой Анны, королева Астрид, происходившая из самого знатного рода Швеции, была известна выдающимся умом, любвеобильным сердцем, великодушием и целеустремлённостью. Все дети их отличались прекрасной наружностью и высокими духовными дарованиями.

К 1008 году король, его семья и дружина приняли Святое Крещение. Вопреки обычаю воспитывать детей в семьях родственников или знакомых, Ингегерда выросла под родным кровом и под непосредственным влиянием родителей. Она получила исключительное для женщины того времени образование: изучила Священное Писание, литературу, историю. Девушка была знакома и с областью народной поэзии и поэзии особых певцов-скальдов, обнимавшей тогда и религию, и историю, и философию и бывшей единственным способом выражения духовной жизни и творчества северных племён. Она принимала скальдов у себя в тереме и имела случай слушать их при дворе отца, любившего и постоянно державшего при себе наиболее известных поэтов. Будучи истинной дочерью Скандинавии эпохи викингов, с ранних лет пользовалась большой свободой, участвовала в общественной жизни своей родины, путешествовала, хорошо владела оружием, самостоятельно управляла собственными поместьями, имела в своём распоряжении многочисленную вооружённую свиту и предпринимала по своему усмотрению поездки по стране. Исторические источники сохранили о ней память как о женщине самоотверженной, обладавшей добрым сердцем, решительным характером, умной, смелой, предприимчивой и общительной, всегда имевшей значительное влияние на ту среду, с которой сближала её судьба.

По воле отца вышла замуж Ингегерда не за одного из скандинавских правителей, а за снискавшего королевскую дружбу и доверие князя Ярослава Мудрого, обретшего титул великого князя Киевского. Судя по русским летописям, прибыв в Новгород (Хольмгард, по-шведски) летом 1016 года, она недолго пробыла там: в конце года княжеский двор был перенесён в Киев и впоследствии довольно часто переезжал, пребывая в одном или другом из этих городов. В качество приданого («вено») она принесла Русской Земле город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями с правом лично управлять ими и названную по имени её «Ингерманландию» – территорию, впоследствии ставшую Петербургской губернией. По этим владениям пролегал главный торговый и военный путь с севера на юг, «изъ Варягъ въ Греки», а город Ладога был передовой русской крепостью. С этих владений платилась определенная дань великому князю.

Православие Ингегерда приняла с именем Ирина. Став великой княгиней, она все силы души и сердца, все благодатные дары свои отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды, когда возмутилась наёмная норвежская стража и просила великую княгиню быть посредницей между ними и князем Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа. А когда против великого князя выступил с ратью его брат Мстислав Тмутораканский, Ирина предложила Мстиславу решить спор военным единоборством с нею, но Мстислав ответил, что с женщинами он бороться не привык – и уступил брату.

Великому князю часто приходилось бывать в далёких походах и поездках, во время которых супруга его оставалась в Киеве, управляя делами. Несомненно, большое влияние оказала она на добрые отношения и дружественные связи Руси с северными странами Европы. Княгиня приютила в Киеве изгнанных сыновей английского короля Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, а также оставила малолетнего Магнуса Норвежского после гибели его родного отца на воспитание при дворе Ярослава Мудрого, который усыновил юного принца, и тот не вернулся на родину до поры, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и будут уважать его права. Достигнув совершеннолетия, Магнус I Благородный, или Добрый, при помощи приёмного отца стал конунгом Норвегии.

Русское государство уже в то время играло значительную роль в жизни Европы, его авторитет и влияние были как никогда прежде высоки – и в этом тоже немалая заслуга великой княгини. Время княжения Ярослава Мудрого и благоверной Ирины – период высшего подъёма Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» – земное отражение Небесного Иерусалима [Откр. 2, 10]. Центром Киева стал храм Софии – Премудрости Божией. Вход в город осуществлялся через Золотые Ворота, над которыми воздвигли храм Благовещения. Юное христианство расцветало на Руси, недавние язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как живой Храм Премудрости Божией, и поэтому храмовым праздником в киевском соборе Святой Софии стал день Рождества Пресвятой Богородицы.

Ярослав Мудрый стремился сделать Русь органичной частью вселенского христианства. Храмы строились по всей Русской Земле. Греческие певцы научили русских православному церковному пению. При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов «Русская Правда», появилась «Кормчая» (перевод византийского «Номоканона», канонического сборника церковных правил и указов). Князь Ярослав собирал книги и рукописи, которые переводились с греческого на славянский. Для распространения грамотности он повелел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище. В кратчайший срок киевские книжники освоили громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства – архитектуры, живописи.

Не менее важным для судьбы Руси стало вхождение в Кирилло-Мефодиевское наследство. «Летит бо ныне словеньско племя», – так пророчески указал святой Кирилл рост значения славянских народов. Из Болгарии, имевшей богатейшую христианскую литературу, Русь получила огромное количество книг, а главное – Богослужебные книги на близком и понятном языке.

Благоверная Ирина на Руси прославилась своей добродетелью и благочестием. Святитель Иларион, впоследствии митрополит Киевский в своём знаменитом «Слове о Законе и Благодати» пишет, обращаясь к уже покойному святому Владимиру-Крестителю Руси: «Посмотри... на благоверную сноху твою Ирину; посмотри и на внуков и правнуков твоих, как они живут, как Господь хранит их, как содержат они благоверие, тобою преданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как покланяются Его имени».

Княгиня стала матерью многочисленного семейства: семерых сыновей и трёх дочерей. Особенно известны её сыновья: святой благоверный князь Владимир, великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский (отец Владимира Мономаха).

Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья воспитывались в атмосфере «книжности». Летописец сообщает, что Ярослав «насеях книжными словесы» сердца близких ему людей. Великая княгиня научила детей шведскому языку, и они прекрасно понимали скандинавские саги, которые распевали при дворе князя варяжские воины. Благоверная супруга великого князя Ярослава Мудрого дала истинное христианское воспитание своим детям, отличавшимся крепкой верой в Бога, трудолюбием, правдивостью и учёностью. Сын её Мстислав стал впоследствии великим князем Киевским, а дочери – королевами западноевропейских государств: Анна Французская, Мария Венгерская, Елизавета Норвежская.

Указание на высокий внутренний строй жизни этой семьи видно и в предсмертных словах великого князя Ярослава детям, которых он увещевает сохранять взаимную любовь и послушание старшим. Летописец передаёт эти слова так: «Дети мои, имейте друг к другу любовь, ибо вы братья одного отца и матери... пребывайте в мире, творя послушание брат брату. Киев поручаю старшему... слушайтесь его, как меня слушались».

Великая княгиня основала в Киеве монастырь во имя святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, заимствованному у Византийского императорского дома, должна была не только заботиться о нём, но и управлять им. Двор великого князя Ярослава жил то в Киеве, то в Новгороде. В 1045 году в составе его княгиня направилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии, Премудрости Божией. В Новгороде она приняла монашеский постриг с именем Анна. Это был первый постриг в великокняжеском доме; с него началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа. Оставив мир, она ушла в монастырь, где окончила свои дни в строгом послушании и молитве 10 (23) февраля 1051 года и была погребена в новгородском Софийском соборе, где находились открытыми для поклонения её святые мощи. Вскоре рядом с нею упокоилось и тело её сына, строителя собора, новгородского князя Владимира Ярославича...

Почитание святой Анны и сына её святого Владимира было установлено после знамения, бывшего Новгородскому архиепископу святителю Евфимию, в 1439 году. Царь Иоанн Грозный жалованной грамотой 1556 года предписывал: «Да по благоверном великом князе Володимере Ярославиче, да по матери его благоверной великой княгине Анне, на память их, служити панихиды и обедни соборне и по приделом и на панихидах и за просфоромисанием и на Божественных литургиях и в ектениях в заупокойных поминати их, докуду мир стоит».

Знаменательно духовное преемство двух русских святых жён: святая равноапостольная княгиня Ольга строит храм Святой Софии в Киеве – главный храм Киевской Руси; святая преподобная княгиня Анна Новгородская участвует в закладке и строительстве Храма Святой Софии в Новгороде. Так святая Ольга и преподобная Анна утверждают духовную вертикаль Древней Руси, соединяя два её главных духовных центра: Киев и Новгород.

Святая равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородская, стоящие в основании русской женской святости, раскрывают два пути служения: духовного и земного материнства. Оба эти пути находятся под благоприятным покровом Пресвятой Богородицы.

Христианство высоко ценит женщину как мать. Материнство преображает человеческую любовь, приобщает человека к тайне рождения жизни, созданной для вечности, для радости и красот. Женщина-мать является хранительницей семьи и семейного очага. От её мягкости, заботливости, терпения, способности жертвенно служить зависит внутренний мир и устойчивость семьи. На женщине лежит высочайшая задача – воспитание новых граждан Царства Небесного. Такой матерью была великая княгиня Ирина – преподобная Анна Новгородская.

Древнерусский семейный быт был основан на строгом благочестии, исполнении ежедневного молитвенного правила, чтении Священного Писания, Псалтири, Житий святых, хождении в храм. Семья – это, прежде всего, домашняя церковь. Духовным идеалом верующих русских людей был образ монаха-подвижника. И многие русские люди желали монашества как увенчания жизненного пути.

Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещала второй брак. Монашеский постриг – обручение Небесному Жениху – стал путём, который наиболее соответствовал идеалу жизни вдовы. Поэтому постриг вдов в княжеской и боярской среде стал почти правилом. Церковь украшала монашеским чином завершённый подвиг супружеской жизни. Русскому народу княгини-инокини являли пример достойного завершения единобрачия.

Особенность пути преподобной Анны раскрывается в её происхождении. Дочь иного народа трудится над созиданием Святой Руси, встаёт вместе со святой Ольгой в основании лествицы русской женской святости. Преподобная Анна воспринимает сердцем как родных детей иного народа, не делая различия, созидая единство рода человеческого. «Святой царицей» называли её в северных странах – среди святых жён этих народов она сияет особо, став небесной покровительницей и молитвенницей за них. Так имя Ирина («мир»), полученное Ингегердой в Православии, оказалось глубоким выражением её духовного делания.

В образе преподобной Анны Новгородской мы видим истоки многих направлений духовного труда русских женщин. Подаваемая ею благодатная помощь особенно действенна сейчас. В преподобной ярко проявилось творческое начало человеческой личности, и потому к ней взывают с просьбой помочь в выборе пути. Вся её жизнь была служением Божией Матери, одарившей святую благодатными дарами и счастливым материнством. Поэтому так много значит предстательство преподобной Анны перед Пречистой.

Другое имя, данное ей при постриге – Анна («благодать») – указывает на единственную силу, которая помогает человеку достичь святости – Благодать Божию.

В 1991 году городской музей возвратил Церкви мощи преподобной Анны Новгородской вместе с другой величайшей святыней Православия – чудотворной иконой Божией Матери «Знамение».

И сегодня мощи Небесной Покровительницы Великого Новгорода преподобной Анны Новгородской открыто пребывают в Новгородском храме святого апостола Филиппа, даруя благодатную помощь и радость духовную нашим современникам.

Назад