О ГРЕХЕ ПЬЯНСТВА (Митр. Иоанн (Снычёв), с.4 №70)

16.04.2016

О ГРЕХЕ ПЬЯНСТВА, ТРАДИЦИИ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ НЕГО

В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ОБЕТЕ ТРЕЗВОСТИ

Возлюбленные чада! Слово Божие в Священном Писании говорит о пьянстве как о страшном пороке и грехе. «Не смотри на вино, предостерегает Премудрый, оно жалит как аспид» [Притч. 23, 32].

По словам святого апостола Павла, пьянство лишает человека Царства Небесного: «Не обманывайтесь... Ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют» [1Кор. 6, 10].

Сегодня вряд ли нужно пояснять, сколь злободневна и болезненна эта проблема для многострадальной России. Разрушенные семьи и брошенные дети, страшные преступления, неумолимая нравственная деградация и, главное, множество загубленных душ – таковы сатанинские плоды жестокой страсти винопития. Борьба с таким пороком – дело трудное, и без помощи Божией нелегко страждущей душе высвободиться из губительных оков. В связи с этим нам настоятельно необходимо разъяснение: каковы благодатные церковные меры борьбы с подобным злом.

Только пламенная молитва верующего человека может снискать заступление и Благодать Божию, которая крепче, нежели самая сильная воля, и которая являет собой необоримую силу в борьбе с грехом пьянства. Обрести спасительную помощь может только глубоко верующий человек, имеющий в душе надежду на эту помощь и страх Божий. Вера в Бога лежит в основе исцеления от любого недуга, в том числе и от пьянства. Из глубины веков звучат для нас слова Спасителя, обращенные к больной женщине: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя!» [Мф. 9, 22].

Личные усилия молящегося Православная Церковь всегда поддерживала могучей силой церковной благодати. Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой и в её Таинствах обрести спасение от этого зла. Притом средства в борьбе с пьянством были различны: прежде всего, литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Вонифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме.

Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через Таинство Покаяния и Причастие. Таинство Покаяния называется «духовной врачебницей» и является вторым крещением. В нём врачуются духовные болезни человека, снимаются нечистоты души, и христианин получает разрешение грехов, которые влекут человека вниз, притупляют его ум, сердце и совесть, ослепляют духовный взор, обессиливают его христианскую волю, уничтожают живую связь с Церковью и с Господом Богом. Облегчённый от бремени грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в добром христианском пути. Искреннее покаяние является источником и необходимым условием исцеления от порока пьянства...

Первые церковные общества трезвости появились в 1858 году. Позднее, в 1889 году Указом Святейшего Синода духовенству было официально предложено заняться организацией таких обществ. Этот призыв не остался без внимания, и по всей России стали возникать церковные братства, ставящие своей задачей борьбу с пьянством. Каждое из них имело свой устав, утверждённый местным архиереем. При вступлении в них каждый новый член давал на кресте и «Евангелии» Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу торжественное обещание: для спасения своей души и благого примера другим не употреблять никаких спиртных напитков.

В одних случаях желающий стать членом общества давал устный обет трезвости, а в других собственноручно писал заявление такого содержания: «Я, нижеподписавшийся, чистосердечно вступаю в члены Христианского Общества Трезвости и Воздержания с условием строгого подчинения всем правилам и постановлениям оного»; или: «Помоги мне, Господи, силою Креста и «Евангелия» в продолжении [время обозначается] не употреблять никаких
спиртных напитков для спасения своей души и благого примера на других в этом же отношении».

В общество трезвости людей принимали на разные сроки: от шести месяцев до года, и на всю жизнь. В церковноприходских братствах приём происходил в торжественной обстановке. На собрании вновь принятый получал образ местного святого, во имя которого и было учреждено это общество. Затем имя трезвенника поминалось «о здравии» в праздники на ектеньи. За нарушение данного обещания и устава виновные подвергались выговору, в некоторых обществах – денежному штрафу, а в случае повторных нарушений таких членов исключали из общества. Нарушение обета, однако, встречалось довольно редко.

30 августа 1898 года в Санкт-Петербурге было открыто Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала. В первый же день открытия этого общества его членами стали более 150 человек. Для них два раза в неделю устраивались просветительские чтения в читальне при библиотеке «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». По воскресным дням служился молебен святому благоверному великому князю Александру Невскому. С целью наблюдения за тем, как исполняют братчики данное обещание и сообщения им тех или иных сведений об обществе, из среды трезвенников избирались особые наблюдатели в количестве 35 человек. Выбранные лица собирались один раз в неделю, по четвергам, для информирования учредителя общества отца Александра Рождественского о состоянии дел.

Каждому члену при вступлении выдавался особый «священный лист трезвости» как необходимый знак его принадлежности к обществу. Помимо прочего, желающий получить спасительное исцеление имел ряд обязанностей, за исполнение которых он отвечал перед Богом и своей совестью. Во-первых, во всё продолжение зарока он должен хранить безусловную трезвость, не нарушая своего обещания никакими предлогами вроде изнеможения, нездоровья, усталости, крестин, свадеб и тому подобного. К своему зароку трезвенник должен был относиться как к религиозному долгу, к делу святому, благому и благородному.

Вот ещё несколько примеров обязанностей члена общества: «Трезвенник обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться Святых Тайн. Каждый должен наблюдать друг за другом и объявлять священнику об уклонениях от трезвости того или иного члена.
Всегда помни, – гласило наставление, – что больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только ещё большее осуждение. Когда на тебя найдёт помысел или желание пьянства, то читай Святое «Евангелие» или Молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Припоминай также в этом случае всю пагубность и вредность пьянства. Видишь крест на церкви, думай так: «Господи, Ты распялся за нас на этом кресте, за наши грехи пострадал, как оскорблю Тебя грешным пьянством!? Плакать надо, а не пьянствовать». Видишь землю, думай: «И я когда-нибудь в неё пойду, умру, и меня будут судить за грехи мои, а за пьянство горше осудят».

Утром, вставши от сна, и вечером, отходя ко сну, целуй крест свой и вспоминай обещание. Всякий, нарушивший данное обещание, исключается из членов Александро-Невского Общества трезвости. Впрочем, если отпавший покажет раскаяние и сожаление о своём поступке, то он, после согласия всех членов общества, может быть снова принят в него.

Всякий трезвенник должен был брать из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги для чтения, в воскресные и праздничные дни посещать храм Божий, и особенно всенощные бдения, после которых при общенародном пении служился молебен Спасителю, Божией Матери или Александру Невскому. «Всегда держи в памяти слова апостола Павла о том, что мы должны «друг друга тяготы нести». Видишь, что твой брат трезвенник в нужде, горе – помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь, гласило одно из правил Общества. Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники – переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого «гонят и преследуют на земле», ожидает «великая мзда на небесах». Во всяком недоумённом случае обращайся за советом к священнику».

Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и добрыми словами уговаривать родных и знакомых тоже бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства. Почему столь подробно мы остановились на формах деятельности Санкт-Петербургского Общества трезвости? Зачем перечислили их с такой полнотой и ясностью?

Дело в том, что сегодня многие мнят избавиться от страсти винопития новомодными способами. Потому повторю ещё раз: молитва и пост, воздержание и покаяние – действия, совершаемые в строгом соответствии с многовековой православной практикой единственно приемлемы для церковного врачевания порока пьянства. На такие и только такие способы борьбы благословляет Русская Православная Церковь тех, кто решил порвать с губительной страстью. Нынче многие пытаются совладать со своими пороками, применяя иные средства, медицинские и психотерапевтические. Не вдаваясь в их обсуждение, скажу лишь, что такие методы есть принадлежность человеческого умения и не имеют благодатной церковной силы. Благословение же Церкви низводит на душу страждущего грешника Божественную Благодать, небесным, невещественным огнем попаляя терние грехов человеческих.

И дай нам Бог всем сделаться причастниками этого негасимого духовного огня! Аминь.

Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв)

Назад