ПОКАЯНИЕ – ДУША ВСЕХ ПОДВИГОВ (свт. Игнатий (Брянчанинов), с.8 №71)

16.04.2016

Спасительный дар Божий, покаяние, требует, чтобы мы приняли его с величайшим благоговением и тщательностью.

К несчастью, многие поступают крайне небрежно и невежественно с великим даром покаяния, не желая познать, что покаяние не может быть совмещено с произвольной греховной жизнью. Пребывая в греховной жизни, по привязанности к ней, такие люди в известные времена прибегают к покаянию, чтобы, омывшись на минуту, снова погрузиться в греховную скверну. О, страшный обман самих себя! О, страшная насмешка над даром Божиим!..

Явны чада Божии и чада дьяволовы, признак различия их ясен; обман невозможен. Проводящие произвольную греховную жизнь, утопающие в плотских наслаждениях, хотя бы и называли себя христианами, суть – чада дьявола.

Признак чад Божиих состоит в том, что они проводят жизнь по завещанию «Евангелия» и святой Церкви, а грехи, в которые впадают по немощи, поспешно врачуют покаянием...

Греховная развратная жизнь была жизнью язычников, она никак не может быть совмещена с христианской.

Если случится тебе сказать или сделать что-нибудь, противное заповедям Божиим, немедленно врачуй погрешность покаянием и, посредством искреннего покаяния, возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Его. Верую, по преданию Церкви, что всякий, православно верующий в заповеди Божии, а нарушение заповедей очищающий покаянием – спасётся. Так сказал Сам Христос юноше, вопросившему Господа, как ему спастись...

Покаяние должно быть душою молитвы: без него она мертва, смердит вонью мнения гордостного и обольстительного! Тот, кто не радеет о покаянии, чужд всякого блага.

У иных кровь жива, а душа – мертва. Для оживления души нужен Дух. С живою душою сотворён был Адам, душе его сопутствовал Дух Божий, Он и приводил её в движение... При согрешении Адама отступил от него Дух Божий: душа Адамова тут же умерла, а ожили плоть и кровь. Посредством их диавол начал действовать на душу, содержать её в омрачении, в смерти и пленении.

Оттого-то нужно умерщвление не только плоти, но и крови: если же не умертвится кровь, то, несмотря на молчание плотских страстей, диаволу довольно посредством крови держать душу в плену действием душевных страстей. Если душа не очистится и не умилостивит Бога покаянием, то невозможно ей ощутить действия духовного. Если же не оживёт таким образом, то не сможет познать и узреть душевных страстей. А, не узрев уз своих, возможет ли освободиться от них? Находясь в этих узах, душа находится в области диавола, который держит её в своём омрачении и в мёртвости...

Иначе нельзя узнать покаяние, как опытом; слова слабы, чтоб изобразить его: оно не принадлежит к тленному миру. «Веруйте, с простотою вдайтесь в покаяние – и Божие само по себе придёт к Вам», – говорит святой Исаак Сирский.

Бог верен: толкущим отверзает, плачущих утешает, нищим духом дарует Царство Небесное. Не думайте о покаянии легко: это душа всех подвигов, это общее делание, которое должно одушевлять всё прочее. Оно предуготовляет нас к явлению в нас Царства Небесного.

Милосердный Господь уготовал нам дивное, вечное Небесное Царство, указал дверь, которой мы можем войти в спасительную область Духа и Истины – дверь покаяния. Добрые дела естественные, по чувствам, никак не могут заменить собою покаяния.

В покаянии вся тайна Спасения. Как это просто, как ясно! – Но как поступаем? – Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств. Потом мало-помалу, неприметно заражаемся самомнением и, так как Благодать не спешит осенить нас, мы сами себя награждаем и утешаемся сами собою!

Не смешно ли это? Не глупо ли это? Не гордо ли и дерзостно? Перестанем шутить с Богом, будем жительствовать пред Ним в постоянном покаянии. Время приблизилось, Страшный Суд для нас готовится, на нём будем судимы не по мнениям нашим, которыми себе льстили, но по Истине. Предупредим страшное бедствие покаянием, отвратим вечный плач – плачем временным. Опомнимся, грешные! Пробил уже единонадесятый час и поприще делания скоро, скоро окончится. Но ещё есть время осудить себя, чтоб не быть осуждённым Богом. Доселе мы себя оправдывали.

«Покайтеся и веруйте во Евангелие! покайтеся: приближися бо Царство Небесное» [Мк. 1, 15, Мф. 4, 17]. Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве «Евангелия».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Назад