Мир вам (арх. Блаженный Феофилакт, с.8 №72)

31.05.2016

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся [Ин. 20, 19-23].

Когда Мария возвестила об этом ученикам, естественно было, что они или не поверили ей, или, поверивши, пожалели, что не удостоились видеть Его сами. Посему Он в тот же день является к ним, так как они, с одной стороны, услышав от жены, что Он воскрес, жаждали видеть Его сами, а с другой – боялись иудеев и оттого ещё более желали увидеть это единственное для них утешение. Христос является «вечером» для того, чтобы имели время собраться все вместе; является «когда двери были заперты» для того, чтобы показать, что Он и воскрес также тогда, как на гробе лежал камень.

Иной подивится, как они не сочли Его за призрак? Но, прежде всего, жена, предварившая их, произвела в них сильную веру. Потом Он явился им в кротком виде и самым голосом успокоил волновавшиеся мысли их, сказав: «Мир вам», то есть – не смущайтесь. Этим Он напоминает им то слово, которое сказал им пред страданием: «Мир Мой даю вам» [Ин. 14, 27].

Обрадовались ученики, увидя Господа. И об этом Он также предсказывал им пред страданием: увижусь с вами, и возрадуется сердце ваше [Ин. 16, 22]. А так как они имели непримиримую брань с иудеями, то опять говорит им: «мир». Как жёнам сказал: «радуйтесь» [Мф. 28, 29], потому что были в печали – так ученикам даёт «мир» по причине брани, которую имели с ними и будут иметь все. Итак, прилично жёнам радоваться, потому что они осуждены рожать в печали, а мужчинам быть мирными по причине брани за дело проповеди.

Показывает Господь этими словами, вместе с тем, и благие следствия Креста; это – мир.

А так как Крестом приобретён мир, то Я посылаю вас на проповедь. В утешение же им и ободрение говорит: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Вы примите на себя Моё дело; посему бодрствуйте, ибо Я буду с вами.

Примечай самовластие. Не сказал: Я умолю Отца Моего, и Он пошлёт вас, но: «Я посылаю вас». Дует – и даёт им Святаго Духа... В этот момент Он уделяет им не совершенный дар Святаго Духа, ибо таковой Он даст им в Пятидесятницу – но делает их способными к принятию Духа. Ибо слова: «Примите Духа Святаго» – то же, что «будьте готовы принять Духа».

Можно сказать, Он дал им некоторую власть и духовную благодать, только – не воскрешать мёртвых и творить силы, но – прощать грехи. Посему и прибавил: «Кому простите грехи, тому простятся», показывая, что Он дал им этот именно вид духовных дарований – прощение грехов.

По вознесении же Его Сам Дух нисшел и преизобильно подал им силы творить чудеса и всякое иное дарование.

Стоит узнать, для чего Он является ученикам не в Галилее, а в Иерусалиме. Ибо Матфей [26, 32] и Марк [14, 28] говорят, что Он обещал увидеться с ними в Галилее. Как же Он является в Иерусалиме? Некоторые отвечают: что ж такое? Он ведь не сказал, «Я увижусь с вами только в Галилее, а в Иерусалиме не увижусь». Значит, это – богатство любви, а не повод к нареканию во лжи. Потом можно сказать то, что ведь Он обещает явиться в Галилее всем ученикам, а в Иерусалиме явился только двенадцати из апостолов. Итак, нет здесь никакого разногласия. И поскольку явлений было много, то одни евангелисты описали одни явления, а другие – иные. Иногда и два евангелиста сообщают об одном и том же, но что у одного сказано сокращённо, то восполняет другой.

Примечай, пожалуй, достоинство священников, оно – Божественно. Ибо отпущать грехи – дело Божие. Таким образом, священников должно почитать, как Бога. Хотя бы они были недостойны; что от этого? они служители Божественных дарований, и Благодать действует чрез них, как проглаголала некогда через ослицу Валаама [Чис. 22, 28-30]. Итак, недостоинство наше не препятствует Благодати. И поскольку чрез священников подаётся Благодать, то должно их почитать...

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Назад