КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ (свт. Иоанн Тобольский, с.2 №74)

06.11.2016

КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ (ЧАСТЬ 1)

Может ли человек постичь, в чём Воля Божия о нём самом и как научиться жить так, чтобы наша человеческая воля не оказалась в противоречии с Божественным Промыслом о человеке? Вот что пишет об этом святитель Иоанн Тобольский.
Как воин обязан быть во всём послушным своему командиру, следовать его примеру и быть готовым исполнить каждое приказание, так каждый истинный христианин должен всей жизнью своей находиться как бы под рукой и под Словом Божиим. Всё то, что угодно Богу сделать с нами, к чему Он нас предназначит, что повелит, – во всём том должны мы беспрекословно повиноваться Его Воле.

После того как, поражённый необыкновенным светом Небесным, Савл пал на землю и услышал голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» – первым у него было вопрошание: «Господи! Что повелишь мне делать?» [Деян. 9, 4-6].

Этот вопрос да будем ежедневно повторять при всяком нашем недоумении, как поступить в том или ином событии: «Господи! Что повелишь мне делать? Какая о сем Воля Твоя, Всеблагий Иисусе? Открой её мне каким Тебе угодно знаком, чтоб я понял Её: добрым ли словом, советом или другим каким-либо откровением. Охотно последую я Твоему благому соизволению, молитвенно внушённому мне Тобой».

На вопрос о том, каким способом можем мы познавать Волю Божию во всяких делах, ответим указанием на некоторые установления, или положения, через которые ясно открывается Воля Божия; назовём их для краткости заповедями.

Заповедь первая: стремитесь приблизиться к Богу. Всё то, что отвлекает нас от Бога, противно Воле Божией; всё же, что приводит нас к Богу, согласно с Волей Божией: «Ибо Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» [1Сол. 4, 3], – не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более противозаконного. Кто почувствует в себе такое заблуждение, должен сказать самому себе: это предпринимаемое мною дело, эта дружба, это приобретение, такой образ жизни не сделают меня нравственно лучшим, потому что отвлекают от Бога; по крайней мере, это не Божественное обо мне изволение.

Заповедь вторая: живите по законам Божьим. Воля Божия вразумительно и определённо изъясняется для нас «Законом Божиим» и церковными постановлениями. А потому мы должны при любом сомнении допытываться: чего требуют от нас заповеди Божии и церковные Предания, и не только то, чего они требуют, но и то обдумать, что согласно с ними (хотя точно не определено) и сходно с их духом.

Некогда Христос указал на заповеди Божии богатому юноше, когда тот спросил Его: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? – Ты знаешь заповеди» [Мк. 10, 17; 10, 25], – и указал на те из них, в которых предписываются наши обязанности к ближним. Воистину «нет ничего лучше страха Господня, и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним» [Сир. 23, 36].

Авраам богатому человеку, веселившемуся во все дни и потом попавшему в ад, представляет в свидетели Волю Божественную, открытую через Моисея и других пророков, говоря о братьях богатого, находившихся ещё в живых: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» [Лк. 16, 29]; и святой апостол Павел говорит: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть Воля Божия, благая, угодная и совершенная» [Рим. 12, 2]. Благая (праведная) Воля Божия заключается в «Десяти заповедях Божиих»; Богоугодная – в евангельских советах; совершенная – она потому, что требует, чтобы всё, заповеданное Богом, приводилось в исполнение нами на земле так же, как оно исполняется Ангелами на Небесах.

Заповедь третья: благодарите Бога и удерживайтесь от зла. Эта заповедь предписана апостолом Павлом в Первом послании к Солунянам [1Сол. 5, 18]: «За все благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

Во-первых, достойно замечания то, что наша благодарность Богу за всё, что бы ни приключилось с нами, весьма благотворна для нас в тревогах и скорбях; тем более тогда, когда мы получаем что-нибудь доброе. Прекрасно выразился об этом святитель Иоанн Златоуст: «Потерпел ли ты нечто злое: если не желаешь, чтобы оно было злом для тебя, благодари Бога, и вот уже это зло превратилось в добро, в этом – высокая мудрость». Древние люди учили своих детей хорошему обычаю, и он состоял вот в чём. Если дитя, к примеру, обожжёт себе палец, то чтоб оно тотчас обращалось к Богу со словами: «Благодарение Богу!» – краткая, но весьма благотворная заповедь.

За всё, что бы ты ни выстрадал, отягощаемый бедами и скорбями, – возглашай, христианин: «Благодарение Богу!» Возглашай это стократно, тысячекратно, беспрестанно: «Благодарение Богу!».

К этому присоединяется святой Павел: «Духа не угашайте!». Найдите в себе место Духу Святому; часто Бог Волю Свою обнаруживает через сокровенные, таинственные знаки, которыми нужно руководиться и верить им тогда только, если из указываемого ими деяния вытекает, как его последствие, слава Единого Бога.

Далее говорит святой Павел: «Пророчества не уничижайте». То есть, тому, кто желает согласовать свою волю с Волей Божественной, никогда нельзя презирать разъяснения Божественного «Писания» и поучений, а также пророческих постановлений, предлагаемых в церквах, а также следует внимать советам умных и благочестивых людей. А кто не желает слушать всего означенного выше, тот явно не хочет уразуметь Воли Божией.

Опять святой Павел учит: «Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» [1Сол. 5, 21]. Как денежные знаки – каждую монету – исследуют по разным известным признакам (по издаваемому звуку металла, по начертаниям), различая так истинную монету от подложной, фальшивой: первую принимают, а вторую отбрасывают; так и мы должны поступать при познавании в каждом своём деле Божией Воли: всего истинно согласного с Нею должны держаться, а всё то, что имеет в себе малейший оттенок лжи и греха, должны возненавидеть и отвергнуть от себя как противное Воле Божией.

Заповедь четвертая: воля Божия открывается через человека. Для уразумения Воли Божией в каком-либо сомнительном случае есть и другие источники. Сверх упомянутых выше «Десяти Заповедей Божиих» и церковных установлений сюда относятся законно избранные, истинно по-христиански живущие толкователи воли Божией в наших недоразумениях о Ней (например, духовники, пастыри). Это – духовные и мирские судьи нашей совести, из мирян к ним относятся родители, училищные наставники, воспитатели и все законно поставленные истинные правители человеческих обществ. Приводим исторические случаи для примера:

Когда Савл, предав себя Воле Божией всецело, вопросил: «Господи! что повелишь мне делать?» – не затруднил его Господь непосредственными Своими приказаниями во всех подробностях и не послал ему тотчас Духа Премудрости. Но как ученика послал его к Анании, сказав: «…Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» [Деян. 9, 6]. Анания был достовернейшим изъяснителем Воли Божией Павлу, подобно тому как святой Пётр изъяснил Её Корнилию сотнику [Деян. 10].

Отсюда открывается Божие благоволение открыть Свою Волю человеку через другого человека. А потому нам не должно пренебрегать добрыми наставлениями других: «У всякого благоразумного проси совета, и не пренебрегай советом полезным» [Тов. 4, 18]; последовав этому, не раскаешься. «Душа человека правдивого иногда более скажет и объяснит, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всём этом молись Всевышнему, чтобы Он управил путь твой в Истине» [Сир. 37, 18-19]. Пребывай в дружбе с мужем правдивым, имеющим в себе страх Божий: он своей душой будет по душе тебе и, в случае падения твоего, поскорбит вместе с тобою. При всём этом «держись совета сердца твоего; ибо нет никого для тебя вернее его» [Сир. 37, 16-17].

Для разрешения сомнений, как поступить согласно с Волей Божией в том или другом деле, проси совета у своих духовных отцов и начальников, коим мы поручили свою совесть и нравственную деятельность своей жизни. Обращайся за разрешением своих недоумений и ко всем предержащим властям, воля которых, исключая волю на дела греховные, есть Воля Божия. Всё, что они советуют, кроме греха, мы должны принимать как переданное через них Самим Богом и должны исполнить. <…> Таким образом разрешали недоумения все желавшие и стремившиеся следовать Воле Божией; они вопрошали старейшин, принимали их добрые и полезные советы: «Остановитесь на путях своих, – то есть обратите всё ваше внимание на дела свои, как говорит Господь через пророка Иеремию, – и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой и утешение душам вашим» [Иер. 6, 16].

Свт. Иоанн, митр. Тобольский, из книги «Илиотропион»

Назад