Русский Златоуст (И. Маркин, с.14 №75)
«Русский Златоуст» – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий
На памятнике «Тысячелетие России», что стоит на берегу могучего Волхва в Новгороде Великом, среди самых знаменитых деятелей нашего Отечества есть барельеф с изображением славного иерарха, члена Святейшего Синода, архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова).
Родился будущий архипастырь 15 декабря 1800 года в Ельце, в семье священника Успенского храма отца Алексея. Во святом крещении младенца нарекли именем Иоанн. Родители Иоанна, как отмечается в его жизнеописании, были просты. «Крест и молитва – вот главные основания их жизни». Маленьким мальчиком Иван тяжко заболел, и его мать Акилина сама лечила его: горячей молитвой, травами, росным ладаном, благословенными хлебами и елеем от чудотворных икон.
Ивана, уже умевшего писать и знавшего из домашнего образования славянскую азбуку, родитель приво-зит в Воронеж и определяет в уездное училище. После Воронежа он поступил в Орловскую духовную семинарию, где учился, сидя за одной партой с будущим епископом Кавказским и Черноморским Иеремией, а тогда – просто семинаристом Иродионом Соловьёвым. И эту дружбу бывшие однокашники сохранили на протяжении всей жизни.
Киевскую духовную академию Иоанн окончил со степенью первого магистра. Проводя время за книгой, он более всего занимался обработкой и составлением проповедей. Борисов так ясно и просто излагал товарищам и преподавателям материал, что иной раз даже маститые профессоры приходили в изумление. «Все науки ему давались легко, и он единогласно был признан первым студентом академии», – вспоминает о будущем архипастыре митрополит Мануил (Лемешевский). Вскоре Борисова определяют в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории и греческого языка, а затем и на должность ректора Санкт-Петербургской Александро-Невской Духовной Семинарии. 10 декабря 1823 года Иоанн Борисов постригается в монашество с именем Иннокентий. Он рукоположен сначала в иеродиакона, а затем – иеромонаха.
Он обладал блестящим даром изложения, наизусть преподавая лекции. Переводчик, автор книг «Жизнь святителя Киприана», «Жизнь святого апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских» и других. Часть из них переводится на многие языки, в том числе на польский, сербский, греческий, армянский... Одно из его наиболее известных сочинений – «Последние дни жизни Иисуса Христа». Проповеди владыки Иннокентия в напечатанном виде распространялись по всей России. Совсем не случайно его называли гениальным художником русского слова. В самостоятельной обработке он преподавал все главные отрасли Богословия и создал новую русскую школу проповедничества. Находясь в Киеве, добился отмены преподавания Богословия на латинском языке, которое держало русское Богословие в рабской зависимости от Богословия католического.
По воспоминаниям современников, Иннокентия отличали светлый ум, обширная память, творческое воображение и всесторонняя учёность. Окружающая природа для него – вторая Библия, свидетельствующая о Божественном величии Творца. В одном из своих сочинений иеромонах Иннокентий написал: «Посмотрите на кипящее волнами море или на тучу, рассекаемую молниями и громом: не образ ли это Всемогущества Божия? Посмотрите на свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не образ ли это Премудрости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои картины, восходить мыслью к совершенствам Творца твоего?»
Долгие годы находясь на пастырской службе, Иннокентий (Борисов) был епископом Чигиринским, управляющим Киево-Михайловского монастыря, епископом Вологодским и Устюжским, Харьковским и Ахтырским. В Харькове служил около семи лет, его стараниями восстановлены Ахтырский и Святогорский монастыри, открыта Никольская женская обитель.
С 1848 года Иннокентий – архиепископ Херсонский и Таврический. Там многонациональная православная паства постоянно подвергалась влиянию немецких колонистов и евреев. Восстановить в Крыму разрушенные древние русские памятники и основать свой «Русский Афон» – вот главное, что он хотел сделать, управляя епархией.
Архиепископ Иннокентий сумел сохранить развалины древнего Херсонеса, помнящего Святое Крещение равноапостольного князя Владимира, обновил в Инкермане древний храм, вырубленный в скале руками Святого Климента и устроил там небольшой скит, а на развалинах Херсонеса создал Херсонесский мужской монастырь и открыл в Крыму несколько монастырских скитов.
В Крымскую войну, во время осады Севастополя, французы до основания разрушили Херсонесскую обитель. Архиепископ Иннокентий, несмотря на опасность, посещал места боёв, часто находился под огнём противника, совершал Богослужения в походных храмах, воодушевлял солдат проповедями и утешал в лазаретах раненых и умирающих. Не смутил его свирепствовавший тиф, мужественный пастырь явился ангелом-утешителем многих страждущих. Историк Михаил Погодин назвал его великим гражданином Русской Земли.
После окончания войны архипастырь Иннокентий объехал всю епархию, совершая Богослужения в разрушенных городах и находя средства для восстановления храмов. Во время одной из поездок он заболел и по возвращении в Одессу отошёл ко Господу 26 мая 1857 года.
В 1997 году архиепископа Иннокентия причислили к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Тогда же обрели его мощи, которые с 2007 года почивают в Нижнем храме Спасо-Преображенского собора Одессы. Кстати, там же захоронены останки светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова и его супруги Елизаветы Браницкой. Такое соседство промыслительно: Воронцов сделал Крым процветающим экономически, Иннокентий – духовно, и оба они служили России.
Пастырь никогда не терял связи с родным Черноземьем. Ельчане любят своего знаменитого земляка, память о нём чтят долгие годы, а в 1901 году в Ельце открылась библиотека имени архиепископа Иннокентия. Ныне икона святителя Иннокентия Херсонского и Таврического является одной из самых почитаемых в Вознесенском соборе Ельца.
Игорь Маркин
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!