Живой огонь (Иван Ильин, с.11 №75)

04.01.2017

ЖИВОЙ ОГОНЬ

Чтобы возродить Россию, русский человек должен жизненно укоренить свою душу в Боге и принять эту укоренённость сердцем, волею и разумом. Тогда в его душе расцветёт цельная и огненная вера, двигающая горами. Именно она необходима для возрождения и воссоздания России.

Недостаточно иметь в душе «идеализм». Идеал зовёт только издали; он не срастается с глубокими корнями инстинкта. А если срастается с ними и начинает вести человека изнутри, то становится предметом веры. Несомненно, идеализм лучше безразличия и гораздо выше своекорыстия. Но он должен стать реальною силою в жизни, стать целостным состоянием души. Душа должна связать себя только с таким идеалом, который есть подлинное совершенство. А это и есть Бог... Этот идеал не только «мой», не только «для меня»; но идеал всегда, для всех, потому что Он на самом деле совершен.

Надо видеть реальность идеала не только тогда, когда удаётся осуществить его в жизни, но и тогда, когда мы далеки от него в наших слабостях, страстях и грехах. Он подлинно реален и без нас, и помимо нас – но идеал должен осуществиться и через нас. И это мы должны видеть – сердцем, волею и воображением. Именно это – вера. Не умственная теория и не слепой страх. Не отвлечённое Богословие; но и не суеверие фанатика. А предмет веры – Бог.

Вера – живой огонь, светящий и греющий. Это личная сила, возникающая от Богосозерцания; открытость души для всего Божественного; преданность Богу даже до смерти; способность жить тем, за что стоит бороться и умереть. Вера свободна и не терпит запрета и принуждений. Она ценит каждую искру Божию в душе человека; она цельна и действенна.

Никакое земное строительство невозможно без Бога. Так обстоит не потому, что Бог немедленно наказывает за безбожие. Нет, человеку даётся свобода: веровать и не веровать, молиться и не молиться, помнить о Боге – и безумствовать во грехах. Богу нужна свободная вера, свободная молитва, свободное благочестие. Откровение нам даруется, а не навязывается. Путь к Богу открывается, он не бывает принудителен и не должен становиться насильственным. Но человек, свободно впадая в неверие и нечестие, сам опустошает свою душу, лишаясь всех Божественных зовов, желаний и побуждений.

Смолкает голос совести – и люди становятся бессовестными.

Исчезает воля к качеству на всех путях жизни – и люди предаются всем порокам, скверно работают и создают одно плохое (плохое искусство, плохую жизнь, плохие дома, плохой хозяйственный продукт...).

Отмирает чувство ранга – и все начинают посягать на всё. Любовь уступает место ненависти, знание подменяется и снижается, воспитание становится развращением.

В душах не остаётся чувства ответственности – и вся жизнь наполняется жестокостью, страхом, бесстыдством и нуждою... И это понятно. Ибо чувство Бога есть первоисточник совести и любви, то первичное лоно, где зарождаются воля к качеству, чувство ранга и чувство ответственности.

Русский народ, оторванный от храмов и духовенства, измученный и униженный безбожниками, будет свободно и настойчиво искать путей к Богу, будет добиваться искренней, цельной и неколеблющейся веры, основанной на подлинном Богосозерцании. Из тюрьмы не возвращаются «бесследно»; прозревший слепой смотрит на жизнь новыми глазами; видевший ад обращается к Богу из последней глубины, из потрясённого сердца и трепещущего инстинкта.

Это будет настоящая жажда Бога и всего Божественного. Религия и храмы будут восстанавливаться с любовью и благоговением. Души обратятся к Богу; и это обращение будет живым личным опытом; живой опыт найдёт примирение с разумом. Возникнет обновлённая вера; она углубит и окрылит созерцающее воображение, чтобы сердце узрело Бога и все Его лучи в мире. Такая вера пробудит волю; воля станет характером, а характер поведёт к поступкам.

Верою в Бога возродится русский национальный характер.

Иван Ильин. «За национальную Россию»

Назад