ЧУДОТВОРНАЯ «КАЗАНСКАЯ» (c18 №78)

29.07.2017

 О келейной иконе святителя Тихона Задонского

Во время пребывания святителя Тихона в Задонском Рождества Богородицы мужском монастыре в его келье находилась «Казанская» икона Божией Матери. На полях её были изображены святой Тихон Амафунтский и Марфа, сестра Лазаря. Икону святитель благословил передать благочестивым людям, которые впоследствии пожертвовали святой образ в Симонов монастырь.

В Симоновской обители «Казанская» икона Божией Матери была увешана серебряными подвесками в виде рук, ног, глаз – дарами благодарной памяти об исцелении от различных болезней. От святочтимой иконы произошло много благодатных чудес. В Симоновом монастыре велись записи различных засвидетельствованных исцелений от чудотворной иконы по молитвам верующих, но особую помощь получали страдающие беснованием, повреждением ума, пристрастием к спиртным напиткам и другими тяжкими недугами.

А самое первое чудо от «Казанского» Богородичного образа свершилось в 1832 году над больной девицей Натальей Жмаевой, много лет страдавшей от жестокой болезни.
Господь, очищая нашу душу и приуготовляя её к жизни вечной, на земном веку попускает человеку искушения, которые требуют нравственного выбора, силы воли для принятия верного решения, побуждают нас к большему вниманию к своему духовному состоянию, к усиленной молитве, покаянию и, конечно, к упованию на милость Божию. Временами посылаемые нам испытания длятся не один день и даже не один год и требуют изрядного терпения и, главное, полного доверия к благодатному Промыслу Божию. Именно таков пример первого чудесного исцеления, связанного с келейным Богородичным образом, находившемся у святителя Тихона Задонского – «Казанской» иконой Божьей Матери.

Дочь тамбовского купца, Наталья Венедиктовна Жмаева очень не хотела выходить замуж. В день своего сговора, оставив мать, братьев, жениха и гостей, она ушла в тамбовский Вознесенский девичий монастырь. Со слезами пав перед игуменьей, беглянка просила принять её под покровительство монастыря. Игуменья приняла девушку. Живя в обители без помощи родных, она терпела большую нужду и не знала, что делать – оставаться ли в монастыре или вернуться к матери. За советом она обратилась к батюшке Серафиму Саровскому. Преподобный Серафим благословил Наталью в паломничество – походить по разным святым местам. Но после четырехмесячного странствования по монастырям и пу́стыням девица тяжко заболела.
С трудом преодолевая недуг, она дошла до Москвы и осталась жить там из милости у добрых людей. Доктора болезнь девушки признали неизлечимой.

Однажды во время глубокого обморока Жмаевой привиделось, как она будто бы в лодке переехала через реку и вошла в какой-то монастырь, а потом в церковь. Когда она стала молиться, из алтаря вышел старик-монах с иконой. Показывая на святой образ, монах сказал: «Молись перед сей иконой Богоматери, она исцелит тебя и покажет путь к спасению. Эта икона написана святым отцом». Девица поклонилась старцу в землю – и тут же очнулась.

14 августа 1831 года Наталья Жмаева была у обедни в Донском монастыре. После всенощной она ночевала у жены штатного монастырского служителя, которая и посоветовала ей сходить помолиться в Новоспасскую обитель, дав денег на переправу через реку. Наутро, подойдя к реке и осмотрев окрестности, Наталья очень удивилась, увидев за рекой тот самый монастырь, который ей приснился во сне. Это была не Новоспасская, а Симонова обитель. Ведомая образом, явившимся ей во сне, преодолев водную преграду, девушка направилась не в Новоспасский монастырь, а в Симонов. Войдя там в церковь, девица Жмаева уверилась, что это то самое место, которое она видела недавно, находясь в обмороке. Но старца и иконы она отыскать не смогла: поиски святого образа и монаха оказались напрасны.

На следующий день во время обедни одна сердобольная женщина отвела Наталью в братскую трапезную и показала ей там разные портреты схимонахов Симонова монастыря. Наталья, едва взглянув на портрет иеросхимонаха Алексия, ужаснулась и упала в обморок. Придя в чувство, она сказала, что именно этот старец явился ей. По просьбе болящей 17 августа по иеросхимонаху Алексию отслужили панихиду, а когда затем вышли к его могиле для литии, Жмаева снова упала без чувств. После этого обморока болезнь её ещё усилилась, но она не оставляла молитв и упования на милость Божию...

Вскоре девице приснился сон, будто она находится в Симоновой обители и видит: архимандрит Мелхиседек идёт из своей кельи, а ему навстречу – юноша с иконой. Архимандрит, подозвав Наталью, говорит: «Вот, мы нашли образ Богоматери, о котором ты говорила. Неси его в храм и отслужи молебен». Войдя с иконой в церковь, она увидела двух старцев – молящегося перед царскими вратами преподобного Серафима Саровского и Алексия Симоновского, который, подойдя к Жмаевой, взял у неё святой образ Богоматери и начал служить молебен.

Когда молебен закончился, болящая девица приложилась к иконе, поклонилась в землю и проснулась.

После приобщения Христовых Таин в Симоновом монастыре больная рука Натальи разболелась ещё сильней и вся покрылась чёрными пятнами. Думая, что это «антонов огонь» (гангрена), девушка стала ждать смерти. Утром, забывшись, болящая увидела: входит к ней иеросхимонах Алексий с образом Божией Матери и говорит: «Вот тебе икона Царицы Небесной. Она являлась тебе трижды и три чуда с тобой сотворила. Она, Заступница, предстоя Престолу Божию, за всех нас молит Бога со слезами. Только за тех не молится, кто гордится против Сына Её Господа!.. Эта икона стоит в соборном храме на правой стороне. Места, где стёрт лик на этой древней иконе, вели поправить, но не покрывать красками, и потом следует поставить её у царских врат. Всё это скажи отцу архимандриту. Если не скажешь, не исцелишься».

После поздней обедни Наталья рассказала свой сон архимандриту Мелхиседеку, который при братии выслушал рассказ и дозволил ей с наместником и с ризничим идти в церковь и, если найдётся образ, велел служить молебен. Девица Жмаева, войдя в храм Божий, прямо вошла на правую сторону и, увидев в киоте вместе с другими образами «Казанскую» икону Богоматери, тотчас узнала являвшийся ей во сне образ. Действительно, лик Богоматери в некоторых местах казался стёртым. От сырости краски потрескались.

Пав перед иконой на колени в страхе и в радости, Жмаева залилась слезами – и сразу почувствовала себя легче. Ризничий и духовник монастыря отслужили молебен с водосвятием перед святым образом «Казанской» Божией Матери, а потом панихиду на могиле иеросхимонаха Алексия Симоновского. С этого времени обмороки у Натальи прекратились, за два дня закрылись и затянулись раны. Через некоторое время она ощутила себя совершенно здоровой и принялась за рукоделие.

Вскоре после обретения иконы московский иконописец искусно поправил потёртые места святого образа, икону поставили в храме на особом месте, и с этого времени по молитвам к «Казанской» иконы Матери Божией в Симоновом монастыре начали совершаться чудеса. В богато украшенной ризе святой образ занял место в иконостасе слева от царских врат, где перед ним постоянно теплилась неугасимая лампада, а в воскресенье и праздничные дни перед иконой читались акафисты...

Назад