Путём простоты и цельности (с. 16-17 №78)

15.08.2017

Восемнадцатого июля – Обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского

Из всех святых русских преподобный Сергий Радонежский, может быть, самый непостижимый. Его жизнь настолько проста и прозрачна, что её глубину можно только созерцать. С детства он полюбил Бога искренней и полной любовью, в течение всей своей жизни был светел и прост, и с годами как будто делался всё проще. Так что в итоге понимаешь, что едва ли можно что-либо специально вычленить из ясного и цельного облика святого.

Преподобный Сергий кажется далёким, таинственно окутанным своим глубоким созерцательным молчанием. А вместе с тем, он удивительно близок тем, что, предстоя неразделённым, целомудренным сердцем, вдохновенно устремлённой ввысь мыслью перед лицом Господним, он возносит молитвы о всех нас. И порой чувствуется, с какой силой возвращается к нам благодать, испрошенная его молитвой.

Будем же и мы возносить свои молитвы с постоянством и со всей доступной нам чистотой сердца к смиренному, простому и, вместе с тем, удивительно цельному и духовно сияющему святому Русской Земли. Будем молить преподобного о себе, чтобы по его молитвам и нам найти путь простоты и цельности; будем молиться и обо всём мире, и особенно – о той земле, которую он так глубоко, живо и самоотречённо умел любить. Чтобы на ней, как и при нём после страшного татарского ига, жила благодатная любовь, воцарялись среди людей мир и единомыслие, основанные на вере в Бога и в доброту человека, на вере в то, что Творец есть Господь земной истории, и понимание того, что все события в нашей жизни, в конечном итоге – это тайна спасения мира.

Но для того, чтобы так молиться, нам надо до конца поверить, что Господь действительно среди нас, что Он действительно правит таинственно, а порой и очень страшно, событиями земными. Поверить не на словах, не только умом – но свою жизнь предать в руки Божии, вчитываясь в Его Слово. И без пощады к себе, но с крайним милосердием к другим – быть творцами, а не только слушателями Слова Божия, глаголов Святого Духа.

И будем самой своей жизнью, тем, как мы прислушиваемся к Богу и как исполняем то, за что Он Своего Сына Единородного предал на смерть и распятие, дабы люди поверили в любовь – и Божию, и человеческую – подтверждать нашу веру. Тогда, если сможем так уверовать, чтобы начать жить по Его Воле, мы войдём в эту тайну безмолвия и молитвенного созерцания, постигнутую святыми. И тогда через нас так же, как через преподобного Сергия (пусть и в малую нашу меру), Благодать придёт на людей, которые будут вокруг нас, и дальше, и шире – на всех тех, кого так возлюбил Господь.

Верю: вся жизнь построена как притча Господня, и всякая притча Господня – как жизнь. Если б умели мы вглядываться в события нашей жизни, то научились бы не только жить, но и понимать Пути Господни, понимать, как войти в сокровенные глубины, которые ведут в вечную жизнь.

Евангельский рассказ об отплытии в лодке теснимого толпой Сына Божия с будущими Христовыми апостолами от берега моря Генисаретского раскрывает нам правду о путях духовной жизни. Он как будто повествует об одном из событий в жизни Христа и Его учеников, а также касается лишь нескольких десятков или и сотен людей, которые тогда были там. Одни пришли с глубочайшими вопросами, искали вечной жизни, другие жаждали исцеления, некоторые хотели послушать пророка, иные – исследовать, кто Он. И Христос, теснимый со всех сторон, повелел Своим ученикам отвезти Его от берега подальше в лодке, чтобы говорить, находясь вместе с учениками на некотором расстоянии от толпы.

Первое, на что обращаем внимание. Христос и теперь тесним: даже в нашем собственном сердце Он тесним различными движениями души. То мы идём к Нему, зная, что только в Нём спасение, идём потому, что без Него жить нельзя, идём, забывая себя и всё вокруг. А потом – порой почти одновременно – и сомнение, и колебание и любопытство роятся в душе, и толпятся помыслы и чувства, окружая Христа внутри нашей души так, как древняя толпа окружала Его. И Христос словно удаляется в сторону, чтобы говорить с нами. Если мы действительно Его ученики – мы за Ним последуем, оставив на шумном «берегу» души толпу различных побуждений, чтобы со Христом последовало на духовную глубину только самое подлинное, что в нас есть, – как тогда ученики Его последовали за Ним в лодку на море Генисаретском, оставив землю.

Как правило, земля представляется человеку чем-то самым верным, прочным: она не колеблется, она привычна, она нам родная. На ней мы чувствуем себя уверенно и полагаем, что в безопасности. А рядом неизвестные глубины, волны: в них опасность, волнение... Так бывает и в нас самих. Разум представляется нам чем-то прочным, надёжным, следующим непоколебимым законам. А уйти в глубину нашего сердца нам бывает страшно, потому что уверенности, привычной обеспеченности, безопасности там нет: сердце наше бывает во власти покоя или шторма. И не только от земных ветров волнуется оно, а от бури, которая может подниматься в нём от веяния Святого Духа. Разверзаются в нём порою такие страшные бездны, что мы рвёмся обратно в спокойную, твёрдую уравновешенность ума.

А Христос нас влечёт в ту область, в ту глубину, где равновесия и самоуверенности нет – но где Он есть... Но как хочется остаться в покое, на земле! Мы не согласны идти через колебания, через волнение морское к тем глубинам, где единственная надежда наша – Христос. Вспомните две бури на море Генисаретском, о которых говорится в «Евангелии от Матфея» и «Евангелии от Луки» – бури, которые умирил только Господь. И всё же только если мы, преодолев неуверенность, пойдём через бурю, через стихию, где нет проложенных путей, тогда и сможем дойти до Господа – до вечной жизни.

Этим путём шли святые. Преподобный Сергий Радонежский именно так и жил. От приличной сословию состоятельности и уверенности в земном он удалился в лес, где всё было – неуверенность и опасность, где единственное, что у него было верное – это Господь. И там, на этой зыби, в непроходимой чаще – он слушал слово Господне. И пришло время, когда Христос, как и ученикам Своим, сказал ему: «Брось свой невод» – и преподобный закинул духовный невод, и собралось вокруг него множество учеников, и те, кто оставался до поры привержены земной обеспеченности и безопасности, вдруг увидели, что неуверенность с Богом – плодотворней и богаче, чем вся земная уверенность и мнимая надёжность без Него.

Тысячи и тысячи людей с тех пор тянулись к Троице-Сергиеву монастырю всю его жизнь, а после кончины преподобного Сергия Радонежского – к его мощам, к его ученикам, к тому, что он оставил после себя. И теперь тысячные толпы стремятся в этот монастырь и там молятся из своей подлинной глубины, из настоящей духовной нужды и жажды. В своём стремлении наследовать жизненный опыт преподобного Сергия они действительно отходят от «земли», выбирая неуверенность движения в одухотворённые глубины к Богу вместо обеспеченного стабильного земного безбожия.

Попробуем последовать их примеру, пойдём с ними ко Христу, в полную необеспеченность с человеческой точки зрения – и нам будет дана та вера, о которой Господь сказал, что кто на Нём строит – строит на камне и не поколеблется вовек. Аминь.

По проповедям митрополита Антония Сурожского

Назад