О ПАСХЕ БОГОРОДИЧНОЙ (патриарх Кирилл, с.16 №79)

20.08.2017

Неслучайно благочестивые люди называют Успение Пасхой Богородичной: мы торжествуем вознесение Пречистой Богоматери на Небо, восхищение Её человеческой природы – Её души, Её тела – в жизнь Божественную. Неслучайно Успение связывается с Пасхой Христовой, потому что Господь Иисус Христос есть Воскресение и Жизнь, и Своим Крестом и Воскресением Он даровал каждому верующему в Него надежду на жизнь вечную. И слова Спасителя «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» [Ин. 11, 25] в первую очередь относятся к Пречистой и Преблагословенной Царице Небесной: Она ожила после смерти силой Божественной Благодати и ныне пребывает в обителях Сына Своего и Бога нашего.

Мы живём в непростое время, когда христиане во многих странах испытывают стеснения; более того, в некоторых государствах сама Вера в Христа распятого и Воскресшего преследуется, вплоть до того, что за верность своим христианским убеждениям люди предаются на смерть. Кроме прямых гонений на Церковь и на христиан есть и другие опасные формы борьбы с Божественным началом в нашей жизни. Во многих странах разрушается Богом данная человеческая нравственность, люди отказываются от всяких обязательств пред Господом, провозглашая свою полную автономию от Него, а то и отрицая Его существование.

Современное общество поразил глубокий нравственный кризис, который предрёк Спаситель, говоря, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» [Мф. 24, 12]. Этими словами провозглашается очень важная связь между верой людей, их благочестием, их благоговением пред Богом и любовью. Любовь есть Божественный дар, потому что Сам Бог есть любовь, и любовь не может возникнуть в человеческом сердце без Божественного участия. Когда человек чувствует в сердце сильную любовь, он должен помнить, что в этот момент Господь прикасается к нему и возлагает на него огромную ответственность: правильно распорядиться великим даром любви.

Вот почему сегодня наша борьба за сохранение нравственного начала в жизни людей, за сохранение веры в человеческих сердцах есть, в каком-то смысле, борьба за то, чтобы любовь присутствовала в жизни человека, а через любовь – то, что мы называем простым словом «счастье». И задача Церкви – укреплять веру в сердцах людей, их благочестие, и через это – способность любить.

Наше свидетельство внешним будет действенно тогда, когда мы сами будем иметь любовь между собою, когда мы будем едины. В мире существует множество различных культур, по-разному складываются политические, социальные и экономические условия. Всё это накладывает отпечаток на мировоззрение людей, на их жизненную позицию. И мы обязаны, всячески укрепляя единство Святого Православия, помнить о том, что для всех нас Пресвятая Богородица есть Мать наша, а мы – Её дети, как сказал об этом святитель Феофан Затворник в своем слове на праздник Успения.

Из Слова Патриарха Кирилла

28 августа 2016 г. в Успенском соборе Кремля

Назад