Похвальныя пения приносим ти (И.Маркин, с.4, №84)

11.02.2018

ПОХВАЛЬНЫЯ ПЕНИЯ ПРИНОСИМ ТИ, РАБИ ТВОИ...

25 февраля – празднование «Иверской» иконы Божией Матери. «С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Богородицы. Этим верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице Неба и земли за Её великие и богатые милости», – такими словами выразил отношение православного русского человека к Небесной Заступнице патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В Православном христианстве Богородичных образов явлено немало. Некоторые известны больше, иные – меньше, но все они вели и продолжают вести нас по пути спасения в этом трудном и полном лукавства мире. Одной из самых известных и почитаемых икон Пречистой является образ Божией Матери «Иверская».

В России чтимые списки этой иконы появились более трёхсот лет тому назад. Наиболее прославленный из них – святой образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города. Столичные любители старины в своих записках об ушедшем быте вспоминали, как эту святую икону в сопровождении духовенства по ночам возили из дома в дом в закрытой карете, запряжённой шестёркой лошадей. Впереди скакал всадник с факелом, кучеры на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз лишь обвязывали головы платками...

Другой известный образ Божией Матери «Иверская» издревле находился на знаменитом Валдае. За тысячу километров от нашего Черноземья расположен Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь. В каждом слове его названия – звон валдайских колоколов, о которых сложено столько сказаний. Валдай – земля новгородская, но нам, воронежцам, близки эти святые места, потому как недалеко от Валдайской Иверской обители в 1724 году родился будущий великий подвижник Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец.

А впервые образ Божией Матери «Иверская» явил свои чудеса в IX веке. Предание о том событии записано в летописи Иверского монастыря, что с незапамятных времён стоит на Святой Горе Афон. Первостроителем славной обители был Иоанн Иверский – отсюда и название монастыря. Иверией же ещё с античной эпохи называли Грузию.

В наши дни храмов, освящённых в честь «Иверского» Богородичного образа, в мире насчитывается около двухсот. Кроме обители на Святом Афоне, есть храмы в крымской Феодосии и в Орле, в Новосибирске, Ижевске, в Краснодарском и Красноярском краях, возведены они на Украине и в Белоруссии, в жаркой Палестине, Китае и на далёких Гавайях, в братской Сербии, и, конечно, в Грузии. Имеются и церкви, и почитаемые «Иверские» иконы и в нашем крае: в городе Эртиль; в селе Нижняя Байгора Верхнехавского района в церкви Живоначальной Троицы есть «Иверская» икона афонского письма. К моменту написания иконы от Рождества Христова минуло восемнадцать столетий. По свидетельству прихожан Троицкого храма, уже в наши времена именно восемнадцать раз в этом храме мироточил святой «Иверский» образ.

Почитаем и старинный образ «Иверской» Божией Матери в воронежском храме святителя Митрофана Воронежского, что на источнике.

Есть в Воронеже и часовня, посвящённая Божией Матери «Иверская». Возведена она силами грузинской общины всего несколько лет назад. Освящение закладного камня часовни произошло в 2006 году. На церемонию прибыли представители Самтависской и Горийской епархии Грузинской Православной Церкви во главе с её правящим архиереем Андреем (Гвазава). Через семь лет состоялось первое Богослужение – молебен с акафистом перед образом «Иверской», подаренным часовне святейшим Католикос-Патриархом Всея Грузии Илией II. Молебное чтение пред иконой совершил благочинный Никольского округа города Воронежа протоиерей Пётр Петров.

Современная Иверская часовня в Воронеже появилась отнюдь не случайно, ведь связи Грузии с нашим краем насчитывают не одну сотню лет. В течение XIX столетия многострадальной грузинской земле пришлось пережить немало испытаний, и на жительство в Воронеж не раз отправляли представителей царской грузинской фамилии. По каким бы причинам они ни оказывались у нас, прибывшие из Грузии цари и царевичи глубоко чтили образ «Иверской» Божией Матери, практически не расставаясь с ним. То было время, когда Иверия искала покровительства и защиты могущественной России от всячески унижающих грузинский народ персов. Врываясь в города, захватчики заставляли православных грузин на узком мосту попирать ногами святые образа, непокорных же бросали в бурную реку. Русские заступились за собратьев по христианской вере – так началось очередное Российско-Персидское противостояние.

Подвиги русских на Кавказе заслуживают отдельного описания. В той войне приняли участие многие выходцы из Воронежской губернии, честно исполнив свой солдатский долг. Особенно отличился 17-й Егерский полк, участвовавший во взятии Гянджи и совершивший беспримерный поход, когда горстка русских в течение многих дней почти ежедневно отбивалась от двадцати тысяч персов...

В 1802 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга, автором которой является наш земляк митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). Называется труд «Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном её состоянии» и весьма подробно освещает те полные драматизма события.

После смерти царя Иверии Георгия главнокомандующий края, князь Павел Цицианов (Цицишвили), принял решение вывезти в Россию царицу Марию, где ей назначили на жительство Белгородский Рождественский женский монастырь, однако в качестве временной остановки некоторое время ей надлежало пробыть и в Воронеже.

Курский губернатор получил от губернатора воронежского, Ф.А. Пушкина, бумаги, касавшиеся приезда грузинской царицы. Согласно предписанию, когда кортеж прибудет в Воронеж, «по известным причинам нужно оставить прибывших в сем городе под ведением вашим впредь до решения их судьбы, и во время пребывания оказывать им всякое пособие и снисхождение, но при том нимало не упускать из виду их поведение, за коим иметь осторожное надзирание». Из Воронежа отвечали: «На сих днях, она /царица/ с чиновниками будет отправлена прямейшим трактом через Нижнедевицк, Старый Оскол и Корочу в Белгород». В Белгородском Рождественском монастыре царица Мария пробыла восемь лет.

Не все грузинские владетели чаяли российского покровительства. За вооружённую борьбу против русского владычества на Кавказе уже непосредственно в Воронеж были высланы царевич Парнаоз и супруга сбежавшего в Турцию Соломона Имеретинского, Мария Кациевна.

Широкий размах присущ деятельности ещё одной представительницы грузинского царского дома. Имя её – Нина Дадиани. Яркая и противоречивая личность. Тонкая антирусская политика Дадиани потерпела крах, и император Александр I отправил Нину в Воронеж. Находясь в нашем городе, Дадиани приняла участие в очередном заговоре, согласно которому национальная партия грузин, ратующая за полную независимость, среди прочих своих прожектов планировала поручить пост военного министра Александру Чавчавадзе, тестю А.С. Грибоедова. Кстати, в Персию Грибоедов ехал через Воронеж по старой насыпной дамбе от Чернавского моста... Это был год, когда в только что отстроенном святителем Антонием (Смирницким) Воронежском Митрофаниевском монастыре открыли для всенародного поклонения мощи святителя Митрофана Воронежского.

Ещё один отправленный в Воронеж кавказский владетель – последний правитель Абхазии Михаил Чачба (Шервашидзе). В нашем городе он прожил почти два года, здесь же тихо скончался в 1866 году.

Небольшая, узнаваемая по архитектуре, стоит в Воронеже на берегу водохранилища часовня во имя «Иверской» Божией Матери. Она современная, но поведать может о многом. Заходишь вовнутрь часовни – и словно переносишься на несколько веков назад. Аскетизм, меловая белизна как отсвет минувшего... Молишься святому образу Божией Матери «Иверская» – и незаметно уходит всё наносное и суетное, а душу наполняет неизбывное ощущение вечности и умиротворения.

Игорь Маркин

Назад