Пошли, Господь, духовное терпение (с.8 №86)

21.04.2018

ПОШЛИ, ГОСПОДЬ, ДУХОВНОЕ ТЕРПЕНИЕ

О священномученике Афанасии, игумене Брестском (1597-1648)

Преподобный Афанасий жил во время насильственного введения на Брестском соборе унии (соединения) Православной Церкви с Римско-католической в Западной Руси, подвластной Польше. Те, кто оставался верным Православию, подвергались преследованиям отступников. От этих преследований православные или уходили в степи, за Днепровские пороги, или объединялись под защитой немногих оставшихся верными Православию вельмож. Большинство же дворянства поддалось соблазну ополячивания и окатоличевания, главным образом под влиянием придворной жизни и иезуитских школ.

Но городские жители – мещане – стали образовывать церковные братства в защиту Православия; этим братствам Патриарх Константинопольский, которому подчинена была Западно-Русская Церковь, даровал право самоуправления, то есть независимости от местных епископов-униатов. Он сделал это потому, что не мог доверять высшему западнорусскому духовенству, так как оно назначалось польским королём из лиц не стойких, безвольных, ведущих светский образ жизни и охотно содействовавших проведению унии. Эти-то иерархи и подписали в 1596 году незаконную Брестскую унию, вопреки верующему православному народу. Православных преследовали, разрушали храмы, обращали монастыри в униатские или католические... В то огненное время священномученик Афанасий Брестский показал себя столпом Православия, за него затем отдал свою жизнь и поныне является примером духовного терпения и твёрдого стояния в Вере Отеческой.

Преподобный Афанасий Филиппович – общественно-религиозный деятель, публицист, писатель-полемист, композитор – родился в это тёмное время, 1597 году, в Бресте. Семья его издавна принадлежала к Брестскому Православному братству. Он получил прекрасное образование, знал языки: русский, польский, греческий и латинский, и тридцати лет поступил в Виленский Свято-Духов монастырь, откуда его скоро перевели в Купятицкий монастырь в Минской области. По дороге он встретил калеку, понёс его на своих плечах, и этот человек научил его непрестанной молитве.

Купятицкий монастырь основан был на месте явления в ноябре 1182 года чудотворной «Купятицкой» иконы Божией Матери. Там была в древности воздвигнута церковь, но в 1240 году она была сожжена татарами, и чудотворная икона 250 лет пролежала в пепле. В XV веке она была вновь обретена, и здесь был создан монастырь, а в 1655 году, после захвата его униатами, святая икона была перенесена в Киевский Софийский собор, где и находилась до конца двадцатых годов ХХ столетия. Дальнейшая судьба образа неизвестна.

«Купятицкая» икона формой своей отличается от всех чудотворных икон Божией Матери. Образ представляет собою Крест 12 см длиной и столько же шириной из медного сплава. На одной стороне Креста находится рельефное изображение Пресвятой Богородицы
в рост с Младенцем Христом на левой руке, на оборотной стороне – Распятие. Чудотворная «Купятицкая» – самая древняя из Икон, явленных на землях Белой Руси. Образ обретён в 1182 году недалеко от села Купятичи, расположенного на реке Ясельда при впадении её в Припять, на Пинщине. Эта икона тесно связана с судьбой преподобного Афанасия. По прибытии своём в обитель он был назначен монастырским сборщиком, и вскоре впервые услышал от святой иконы голос, повелевавший ему идти к Московскому царю и обещавший ему заступничество: «Иди, и Я с тобою». Потом ему явился недавно скончавшийся иеродиакон Неемия и сказал: «Иду и я с Госпожою моею!..». И Афанасий собрался в дорогу.

Путь в Москву был трудный и опасный: шла война, граница была закрыта, везде стояли заставы. Но чудесные явления Божией Матери и почившего иеродиакона Неемии поддерживали отважного путешественника. Преподобный Афанасий был радушно принят царём Михаилом Феодоровичем. Он преподнёс ему в благословение список (копию) «Купятицкой» иконы Богоматери вручил записку, в которой описывалось тяжёлое положение Православной Церкви в Речи Посполитой, и просил его употребить своё влияние на польское правительство в защиту Православия. Он также передал царю услышанное за Севском из появившейся тучи повеление Божией Матери: иметь Образ Пречистой в «Кресте Купятицком» на воинских хоругвях. Со щедрыми пожертвованиями для Купятицкой церкви преподобный Афанасий возвратился в родную обитель в июле 1638 года, пробыв в паломничестве около восьми месяцев. По прибытии он был назначен, по просьбе братии, игуменом Брестского Симеоновского монастыря.

В следующем же году, будучи в Варшаве, преподобный Афанасий выхлопотал от короля Владислава грамоту, подтверждавшую все привилегии Брестского братства и обеспечивавшую полную свободу Православной Церкви. Но в утверждении её на местном уровне ему отказали, потребовав: «Будьте все униатами». Высшее же православное духовенство в Варшаве отнеслось к делу преподобного Афанасия с полным равнодушием. Об общецерковных нуждах оно совершенно не радело. «О, Боже правый! – пишет в дневнике, поражённый скорбью, преподобный Афанасий, – весы беззакония упали до самого края, уже не пекутся о Православной Вере, об утверждении Славы Божией!.. все как будто стыдятся...».

В эти скорбные дни преподобный часто читал пред «Купятицкой» иконой Божией Матери акафист, и однажды он ясно услышал Её голос: «Афанасий! Жалуйся теперь на сейм при помощи иконы Моей «Купятицкой», в кресте изображённой, выступай перед польским королём и государством, грозя праведным гневом Божиим, который вот-вот наступит, если не образумятся! Пусть, прежде всего, навеки осудят унию – в этом самая насущная нужда. И тогда им ещё может быть хорошо!»

Повинуясь воле Пречистой, преподобный раздал членам сейма образки «Купятицкой» Божией Матери с надписанием, содержащим в себе угрозу гнева и суда Божия за покровительство унии и притеснение Православия, и произнёс в защиту Православия горячую речь в присутствии короля, требуя, «чтобы Вера Правдивая греческая основательно была успокоена, а уния нечестивая уничтожена и в ничто обращена». Он подал ему подробное прошение, в котором говорилось: «Если вы умирите Восточную Православную Церковь, то поживете лета ваши в счастье. Если же не сметёте с лица земли унию, то познаете гнев Божий. Образ Божией Матери да будет вам знамением».

За это смелое выступление ревностному защитнику Православия пришлось много вынести от «старших отцов», испугавшихся за себя. Он был объявлен помешанным, подвергнут многочисленным допросам, тюремному заключению, лишен пресвитерства и отправлен на суд к митрополиту Киевскому Петру Могиле. В Киеве варшавское решение было признано незаконным, а сам Афанасий оправдан. Когда он рассказал, как его, обвиняя, водили по Варшаве от одного «духовного лица» к другому, то известный проповедник архимандрит Иннокентий Гизел заметил: «Как от Анны к Каиафе», сравнив мытарства преподобного с обвинениями, возводимыми на Христа иудейскими первосвященниками...

Измученный пережитым, преподобный Афанасий вернулся в свой монастырь, ища только покоя и молитвы. Но опять раздался голос от иконы «Купятицкой» Божией Матери: «Афанасий! Проси ещё, с помощью Моего Образа, о полном уничтожении проклятой унии, выступай на будущем сейме перед королём и польским государством. Хорошо будет, если послушают и уничтожат её: поживут ещё счастливо в будущих летах!» Преподобный устрашился грядущих испытаний; пять дней он молился, не принимая ни еды, ни питья, не зная, как поступить. Наконец, решил исполнить волю Пречистой и начал готовиться в путь. Но в ноябре его арестовали и отправили как заключённого в Варшаву, заподозрив в каких-то разоблачениях местного епископата в то время, когда он был в Москве. Из заключения своего преподобный написал прошение королю, где описал непрекращающиеся гонения на Православную Церковь в Западной Руси, и напомнил обещание, данное им при вступлении на престол: умирить Православную Церковь. Второе прошение его, более краткое, подбросили в карету короля во время его проезда неподалёку от темницы, где томился преподобный Афанасий. Король приказал освободить Афанасия, но при условии, что митрополит Киевский возьмёт настойчивого защитника Православной Веры к себе.

И с той поры до самой кончины митрополита Петра Могилы в 1647 году преподобный Афанасий жил в Печерской Лавре. Он возвратился в Брест весной 1648 года, но его прибытие в родные монастырские покои совпало с казацким восстанием под предводительством Богдана Хмельницкого. Все православные были огульно заподозрены в сочувствии повстанцам. 14/1 июля в монастырь явилась шляхта, намереваясь арестовать игумена по обвинению в том, что он посылал повстанцам порох. Никакого пороха не нашли, но доносчик не выдержал и злобно выговорил гайдукам: «Что ж вы не подкинули ему мешочка с порохом, и не донесли, что нашли его тут у монахов?» Сами судьи убедились в неосновательности ложного обвинения,
но тут же и обнаружили истинную причину своей злобы: «Но ведь ты святую унию бесчестил и позорил!» Осенив себя крестным знамением, преподобный подтвердил все свои прежние слова. Его заковали в кандалы и заключили в замковую тюрьму. Туда к нему приходили отцы-иезуиты, уговаривая его отступить от Православия, но вынуждены были удалиться, так и не преуспев в том. Затем послали к нему одного из бывших учеников – уговаривать его в последний раз. Но опальный игумен отвечал ему: «Пусть иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так и мне приятно пойти теперь на смерть во имя Христово и Православную Веру!» В ночь на 19/6 сентября с него сняли оковы и повезли в «обоз» (укреплённый лагерь) за город. Начальник обоза отказался принять его, говоря иезуитам: «Он теперь в ваших руках, делайте с ним, что хотите!».

Святого Афанасия казнили в роще у деревни Гершоны под Брестом. Его отвели в лесок недалеко от обоза и пытали огнём... И слышно было: не молил он о пощаде, но грозно что-то говорил мучителям своим. Крикнули гайдуку, чтобы он зарядил ружьё, и приказали приготовить яму. В последний раз потребовали от преподобного, чтобы он отказался от своих обвинений униатства. Но он ясно ответил: «Что сказал – с тем умру!» Тогда велели гайдуку выстрелить ему в лоб.

Гайдук, знакомый его, встал на колени, испросил прощение его и благословение, а потом выстрелил... Выстрел прозвучал, однако никак не повредил святому мученику: преподобный продолжал стоять, прислонившись к сосне, лишь порохом опалило ему лицо. Тогда велели сбросить его в яму. Он сам лёг наземь, обернувшись лицом к небу, сложив руки крестом на груди и вытянув ноги... Его закопали живым. Потом и нашли его лежащим в этой позе.

В городе в эту ночь не спали. «Ночь, когда замучили покойного, была ясная, не виделось облака, а молния была ужасная и разливалась по всему небу... И великий трепет напал на нас и на всех мещан от этих дел», – писали со скорбью послушники Брестского монастыря, ученики преподобного Афанасия, которые наблюдали, скрываясь в кустах, за последними минутами своего наставника.

14/1 мая было обнаружено тело преподобного. Место было найдено по указанию одного мальчика, останки откопали ночью и на следующий день похоронили в монастыре в Симеоновском храме. Тление не коснулось тела святого Афанасия, но оно носило следы пыток и ружейных пуль, а лицо почернело от пороха, и язык был зажат между зубами. «Думаем, что так как его похоронили ещё живого, это сделалось с ним от великой тяготы смертной. Бог благодатью Своею да утвердит нас в благочестии и да пошлёт нам Господь духовное терпение имени Его ради Святого», – заканчивают повествование о злостраданиях святого преподобномученика Афанасия Брестского его верные ученики.

Святые мощи его пострадали от пожара в 1816 году, но останки их и по сей день почивают в раке в городском Симеоновском соборе.

Житие святого преподобномученика Афанасия было впервые написано в XVII веке студентами Киево-Братской школы по дневникам его и запискам его послушников. Празднование священномученику Афанасию совершается 18 сентября /5 сентября ст. ст./.

По книге «Жития русских святых»

Назад