Об избавлении от всякого зла (Игорь Маркин, с.4 №86)
ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ВСЯКОГО ЗЛА
4 апреля Православная Церковь чтит святой образ Божией Матери «Изборская». У этой иконы удивительная судьба. Божия Матерь «Изборская» является изводом «Корсунской» иконы Богородицы, которую, по преданию, написал евангелист Лука ещё при земной жизни Её. Увидев этот образ, Владычица сказала: «Благодать рождшегося от Меня и Моя да будет с сею иконою».
По свидетельству русских летописей, в 1173 году усердием полоцкой княгини Ефросинии один из чтимых списков Корсунской иконы доставили на Русь, в Полоцк, из далёкого города Эфеса. Не менее достоверен и рассказ о том, как князь Владимир Красно Солнышко, приняв святое крещение в Херсонесе, перевёз старинный Корсунский образ из земли Крымской в Киев. Произошло это судьбоносное для нашей страны событие тысячу тридцать лет назад, в 988 году. Затем святой образ Корсунский побывал в Новгороде Великом. Потом его переправили в Москву в Успенский собор Кремля. А уж сколько более поздних списков её разошлось по русской земле – не счесть. Причём никому не удавалось воспроизвести точную копию Корсунской иконы: любой список по сравнению с подлинником выглядел несколько суховатым. Но духовная сила, что исходила и продолжает исходить по молитвам верующих у святых образов, не иссякает.
Ко времени крещения Руси Владимиром земля наша уже была озарена светом Православия. Христианами являлись княжеские мужи, бояре, дружинники, купцы и смерды. В числе их великая княгиня Ольга, бывшая родом из земли Псковской – бабка святого князя.
Одной из стратегически важных крепостей Северо-Западной Руси издревле был город Изборск. Сколько он стоит, столько верой и правдой служит России. Память о далёких веках хранит Городищенское озеро и сторожевая башня «Луковка», крепостные рвы и валы. Каждый камень, холм или возвышенность напоминают об ушедших сражениях. Рядом с Изборской крепостью бьют двенадцать Славенских ключей. А ведь было время, когда истекали они единым потоком. Но напала на Изборск в который раз безбожная Литва, и изборяне бились с нею насмерть – и вода в источнике стала красной от крови, а затем и вовсе иссякла. Вскоре одному местному жителю явилась во сне Богородица, повелев назвать оскудевшие ключи во имя двенадцати апостолов Христовых, дабы вода вернулась. Волю Божией Матери исполнили – и вновь забил из горы источник, но не один, а рассыпавшись на двенадцать потоков... Каждая из двенадцати ключевых струй обладает и собственным поэтичным народным названием; так, один из источников именуется «Девичьи слёзы». А все двенадцать зовутся «Рекой жизни»... О целительной силе ледяной в любую жару воды ключей ходят легенды. По рассказам старожилов, даже глоток святой воды из них наполняет человека силой. И сложилась традиция: приезжая сюда, помолившись, испить по глотку изо всех источников, походить ногами в потоках водных, омыть лицо. На это даже летом решаются далеко не все – такая холодная вода в двенадцати ключах. Но смельчаки купаются здесь и зимой. В наше время животворные ключи ежегодно в праздник «Живоносного источника» освящаются Архиепископом Псковским и Великолукским.
Серые валуны на полях, низкое небо. Издавна те края защищали Русь от врага, что временами наведывался с западной стороны. Из летописей известно, что владел Изборском один из братьев Рюрика, Трувор. По расхожему мнению, именно от Рюрика отсчитывается русская государственность. Однако государственность на Русской земле существовала и прежде. Задолго до времени Рюрика Русь знала других братьев – князей Владимира Древнего, Столпосвета и Избора. Именем последнего и назван Изборск. «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет» – вот это летописное выражение стало одним из основных аргументов в пользу того, что на территории «неустроенных и диких» славян явились из-за моря некие «культуртрегеры» и обустроили «обездоленный» край. Но чаяние нарушенного некогда порядка в «великой и обильной» земле говорит как раз об обратном. Об этом писал М.В. Ломоносов, на наличие централизованной княжеской власти на Руси указывал В.Н. Татищев. Однако страницы его труда, где и сообщается о самых первых русских владетелях, оказались вырваны и исчезли бесследно...
Но как всё же попала икона «Корсунской» Божией Матери в Изборск и почему стала называться «Изборской»? О том церковное предание рассказывает следующую историю. Однажды одному изборянину, томившемуся в литовском плену, прямо на доске стола явился образ «Корсунской» Богородицы и возвестил ему: «Возьми меня и ступай из неверной земли. Дойдёшь!..» Так и было им сделано. Изборянин действительно счастливо вернулся на родину и передал чудотворный образ вдове по имени Евдокия (та жила не в самом Изборске, а недалеко от Псково-Печерской обители). И стоял принесённый из Литвы Корсунский образ у вдовицы долгие годы. В народе икону поначалу прозвали «Пядничная» – по размеру, поскольку её ширина равнялась старинной русской мере пяди, или четырем вершкам.
В 1657 году, на шестой неделе Великого Поста немцы, шведы и литвины подошли к Печерскому монастырю, побили множество людей и пожгли весь посад. Вместе с другими немногими спасшимися от врага жителями Евдокия убежала к Изборску. Ничего она не взяла с собой, только лишь икону Пресвятой Богородицы «Корсунская». В неделю Цветную «Ваий» вдова, находясь у себя, затеплила перед образом свечу и вместе со своей дочерью Фотинией стала молиться Богородице. Произошло чудо – святой образ Богородицы заплакал: от левого ока Небесной Заступницы слеза протекла до лика Младенца Иисуса. О случившемся чуде Евдокия рассказала клирику изборского Никольского храма Симеону, после чего святой образ перенесли в соборную церковь Николая Угодника (храм этот дожил до наших дней и является настоящим украшением Изборска).
Плакала икона не единожды. 24 марта Священный собор вместе с изборским воеводой тоже узрели слёзы Богородицы на святом образе и отправили послание в Псков преосвященному архиепископу Макарию, который повелел петь пред иконой молебны в течение сорока дней. По истечении данного срока, как написано в исторической хронике, «был Изборск избавлен от вражеского нашествия молитвами Пресвятой Богородицы. С тех пор изборяне иконе «Корсунской» Божией Матери, своей Небесной Заступнице, воздают честь и невозбранное поклонение». Через несколько лет новый архиепископ Псковский и Изборский Арсений благословил праздновать честное знамение Пресвятой Богородицы «Изборской» 4 апреля.
Не одно столетие этот чудотворный образ находился в Изборске, и некоторые новые упоминания о нём время от времени появлялись. Так, известно, что в 1833 году икона «Изборской» Божией Матери усердием супругов Александра и Настасьи Каменногородских была украшена сребропозлащенной ризой и жемчугом.
В конце 1920-х годов жена бывшего морского офицера, местного жителя Л. Костенко-Радзиевского страдала сильным недугом. Горячо помолившись пред «Корсунским Изборским» образом, она чудесным образом исцелилась. Благодарный супруг вложил средства в строительство часовни «Корсунской» Божией Матери. Строили часовню по проекту архитектора А.И. Владовского в течение двух сезонов и закончили в 1931 году. Часовня и поныне стоит у Таловской башни – там, где когда-то слёзы Богородицы впервые узрела вдова Евдокия.
Без малого триста лет минуло с тех пор, как явила ещё одно чудо «Корсунско-Изборская» икона Богородицы. На нашей земле полыхала очередная страшная война – Великая Отечественная. В день освобождения Изборска от немецко-фашистских войск (а произошло это 30 июня 1944 года) крышу Корсунской часовни, в которой прятались от бомбёжек дети, внезапно пробил вражеский снаряд. Чудесным образом ни один ребёнок не пострадал – удар с многочисленными осколками приняла на себя «Изборская» чудотворная икона...
В марте 1981 года образ похитили, и настоятель Псково-Печерской обители архимандрит отец Иоанн (Крестьянкин) передал в дар часовне ещё один список иконы Божией Матери «Изборская».
Каждый год 4 апреля в Изборске совершается крестный ход от Никольского собора к часовне. Путь крестного хода со святым образом проходит через Проломные ворота. Ворота эти также связаны с образом Богородицы. Известно, что однажды враг, осаждая Изборск, уж было проломил крепостные ворота. Но вышли навстречу супостату защитники города с «Корсунско-Изборской» иконой Божией Матери – и бежал неприятель от стен крепости в «великом смущении».
Иконе Божией Матери «Изборская» молятся об исцелении душевных и телесных страстей, об избавлении от нашествий иноплеменников и от всякого зла.
Игорь Маркин
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!