Обрести потерянное время (с.4 №90, Георгий Фечору)
ОБРЕСТИ ПОТЕРЯННОЕ ВРЕМЯ
Святое Писание предупреждает, что в последние дни время сократится: «Если б Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни», – свидетельствовал евангелист [Мк. 13, 20]. Преподобный Нил Мироточивый предсказывал: «День будет вращаться как час, неделя – как день, месяц – как неделя и год – как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряжёнными, начали ещё более спешить, чтобы поскорее окончилось прореченное Богом число ...веков».
Да, сегодня время летит быстрее, намного быстрее, чем раньше. Вы заметили это?
Нам некогда почитать книгу, сосредоточенно подумать о своём, встретиться с близкими друзьями, не остаётся времени даже на то, чтобы побыть с детьми и со своей спутницей жизни...
Нелегко измерить то, что служит мерой всего сущего на земле. Время скоротечно, и мы с тревогой ощущаем это, ибо нет такого состояния или движения, в котором не присутствовало бы время как щемящее чувство прохождения, неуловимого изменения, истечения.
Учёные попытались замерить очевидное сокращение длительности времени – и пришли к выводу, неведомо по каким расчётам, что сегодня сутки – двадцать четыре часа – проходят так же быстро, как раньше проходили всего шестнадцать часов!.. То есть мы уже потеряли третью часть своей жизни или половину того времени, в течение которого мы находимся в активном состоянии.
Но не только учёные указывают на это – отцы, подвизающиеся в пустынях Святой Горы Афонской, отшельники наших дней, говорят то же самое: время сегодня течёт намного быстрее, чем раньше, а уж их-то трудно обвинить в «психологической субъективности, вызванной социальными изменениями»...
Не внушали ли нам в прошлом веке, что научный и технологический прогресс приведут к тому, что машины заменят человеческий труд и потому времени станет больше? Скорость всех процессов возросла, но, тем не менее, само время сократилось – то есть происходит обратное тому, чего следовало бы ожидать! Так, вопреки всей научной логике, идеологи теории прогресса оказались большими лжецами. Да, стиральная машина сегодня облегчает женский труд, но почему-то сейчас женщина намного сильнее страдает от стресса из-за нехватки времени, чем тогда, когда полоскала бельё в реке...
В прежние времена люди передвигались медленнее и чинно действовали во всём, что им доводилось делать не только в течение дня, но и в течение всех дней своей жизни. Начинали день утренней молитвой и заканчивали вечерней; за столом читали «Отче наш» и не приступали к чему-нибудь, не осенив себя знамением святого креста. То есть человек во всякое время и на всяком месте находил свободную минуту, чтобы сказать слово Богу – и, как ответ, получить в душе уверенность, что он в мире – не один. Да, жизнь была тяжёлой, со своими взлётами и падениями (какой вообще и должна быть жизнь каждого, чтобы можно было чему-нибудь в ней научиться), но эта жизнь доставляла человеку чувство цельности и полноты. Это было осмысленное существование, переживаемое во всей полноте – и физически, и душевно, и духовно.
Теперь же всё делается на бегу, да так поспешно и стремительно, что мы почти всё время чувствуем себя лишёнными радости мгновения – и несовершенными в том, что и как мы делаем и что и как переживаем. И даже когда совершаешь свою молитву (у кого имеется для этого рвение), ум твой – не там, где произносимое тобою молитвенное слово. Он мчится вперёд, он вперяется в попечения нынешнего дня или заботы обыденной жизни в целом.
А когда принимаешься за что-нибудь, то часто ли тебе приходит мысль, что нужно перекреститься? Нет, увы, нет: ты уже думаешь о чём-то другом, сиюминутном. Да, в конце концов, это и не вписывается в окружающую обстановку... Слышите, о чём речь? Всё с ног на голову. Как будто Бог должен следовать за миром, подражать ему, а не наоборот...
Вот так человек и остаётся один. Не только потому, что с ним уже нет Бога: он и остальных людей – друзей, братьев, супруга или супругу – не воспринимает близко. Потому что в беге у каждого свой ритм, и в спешке, не ощущая полноту жизни, всё время смотришь на то, что будет потом, надеясь, что придёт время, когда можно будет успокоиться. Но жизнь проходит быстро, и наступает болезнь, и является смерть – быстрее, чем ожидаешь, она приходит раньше этой столь желанной передышки, не дав человеку успокоиться, собраться и вернуться в себя, восвояси, в свою полноту и целостность.
Одиночество – это вечная спешка, сумасшедший ритм будней и неизбывный шум мира, в котором мы живём. Они не дают нам расслышать робкие шаги другого на тропках нашей души. Другого мира, другого человека, другой радости или беды. Бег как-то оттесняет нас за пределы собственной души. Ведь душа – так же, как и ребёнок, как и любовь – нуждается в том, чтобы ты уделил ей время. У неё есть свой ритм: ритм глубокого и спокойного общения с Богом и с другими душами. Это лучше понимает женщина, потому что ощущает это более остро...
Страдание, которое испытывает большинство людей и которое заставляет многих бросаться в водоворот всевозможных грехов, тесно связано с тем болезненным истечением времени. Времени, которому ...уже не хватает на нас терпения. Не хватает потому, что время больше не отмеряет жизнь человеческую соразмерно и совместно с Богом – Источником времени и жизни. Теперь это – мучительное для человека время, подающее нам мерило отчуждения, доводящее до изнеможения от бега попусту. И чем дольше и торопливее мы бежим, тем более одинокими себя чувствуем. Здесь начинается порочный круг. Ведь чем более одинокими мы себя чувствуем, тем тяжелее нам выносить мучительное течение времени, которое уже не находит в нас своего смысла и радости и которое не дарит их нам.
И тогда человек, лишённый смысла и радости текущего мгновения, бросается бежать во всё большей и большей спешке; прячется, как в песок, в работу, во всяческие обязанности и хлопоты. А когда в немногие минуты отдыха он остаётся наедине с самим собой, становится ещё тяжелее. И... мы начинаем всё сначала.
Именно поэтому был изобретён телевизор: чтобы утолить это неизбывное одиночество, переживаемое сегодняшними людьми, презревшими Бога до полного Его забвения и незнания.
Телевизор, газеты, интернет... Сенсации, эротика, насилие, острые чувства, бьющие через край эмоции – всё, чтобы заставить нас забыть о том, что наша жизнь стала чрезмерно короткой и мучительной. Живём кое-как, в суматохе и суете – словно и не живём собственной жизнью.
Прошу: остановимся на миг в этой гонке пустоты. Нам надо обрести своё потерянное время, возвратить его вновь. Как? Ходить как можно чаще на святую Литургию. Попробуйте сделать это – и увидите, как изменится ваша жизнь. Ведь время жизни нашей души наполняется, как и всё сотворённое в этом мире, от Благодати Божией, земное время наполняется от Времени Царства...
Приобретайте своё время, терпеливо стоя на исповеди. Ибо грех – главный виновник сокращения времени нашей жизни. Бог не даёт нам больше времени, чтобы мы не углубили, не усугубили грехов, в которых пребываем.
Приобретайте время, как можно чаще останавливаясь в течение дня, чтобы произнести: «Господи, помилуй!..».
Нам нужно вновь обрести своё НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, почувствовать, как прежде, остроту несчастья и боли наших друзей, родных, соседей и просто людей с улицы. А более всего – стать чувствительными к голосу собственного сердца, такого скорбного, такого вдовствующего!.. Такого одинокого, словно мы умерли в краю чужом, погребённые среди забот и проклятых удовольствий прозябания в мире, лишённом Бога.
По тексту Георгия Фечору
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!