И РАЗРУШИЛ АД ХРИСТОС (с.22 №92, о. Павел Флоренский)

17.08.2019

И РАЗРУШИЛ АД ХРИСТОС

«Встань, подруга моя, красавица моя, иди сюда; потому что зима уже прошла; дождь миновал... Цветы показались на земле; время песней наступило, и голос горлицы слышен уже в земле нашей. Ягоды смоковницы созрели, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, подруга моя, красавица моя, иди сюда; голубка моя, сидящая в ущелии скалы, под кровом утёса! Покажи и мне лицо твоё, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой приятен и лицо твоё мило» [Песн. 2, 10-14].

Так призывает к Себе Небесный Жених подругу Свою – Церковь; но не идёт она навстречу Ему, не может вырваться из башни, где держит её в плену злое тление. И не выходит из оков она, хотя на дворе – благоуханная весна тёплой Галилеи.

И ныне зовёт Жених Невесту Свою. Скромная же весна наша – ещё нежнее. Вот, стаял снег, и побежали говорливые потоки. Вот, налились тугие ветви; почки готовы лопнуть от избытка жизненных соков. Квохчет грач с атласисто-белой берёзы. Выпрыгивают из сочной земли золотые одуванчики. Вот, вся тварь просыпается; потягивается в полусне чёрная земля, а лазурь улыбается застенчивой улыбкой навстречу омытому солнцу. Тянутся вереницами белых лебедей по синеющему озеру сверкающие о́блаки... Хотя на короткое время, – на несколько часов всего, быть может, – но люди стали чище, у всех на душе запел грядущий май. Посмотрите, как ласковы лица; будто недоразумений между людьми не бывало.

Но чего радуется природа, чего радуемся мы? Разве не помутнеет снова лик неба, и не затянется бирюза его безнадёжно-унылым чехлом облаков? Разве не иссохнут снова питающие недра земли-матери? Разве не взвоет больше ветер осенний и не сорвёт он с дерев унылую парчу их, их багрецовые мантии? И не зазмеится ли снова по дорожкам золото умирающих листьев? Радуется земля, но безжалостный мороз оледенит её до сердца. Безжизненно-белый саван покроет исхолодавшуюся грудь её. И невольно кажется, будто под покровом природы таится смерть и тление, будто на болоте растёт прохладная зелень...

Мы радуемся весне и жизни. Но разве утёрты слёзы матери, надрывающейся по умершем сыне? Разве забыла невеста жениха, разве утешился друг по друге? Нет, всё ещё истаевает бледною свечою восковою невеста, – всё ещё безысходная тоска грызёт сердце друга. Не перестала биться в бессилии поседевшая с горя мать о крест над могилой. Тоскует в цепях тления вся Тварь многострадальная, не освободилась из башни Христова Невеста...

Чего же мы радуемся? Красота природы не победила смерти, лишь делала её ужаснее, облекая в красивые наряды. Величие духа не победило смерти, хотя, бессмертный дух уклонялся от неумолимой, отступая в недоступные для неё области.

И когда, казалось, всякая борьба напрасна – пришла в царство смерти сама Любовь; и сломилось о щит Её жало хищницы. Сорвались когти её с Тела Пречистого, не удержала она в плену Праведного.

И разрушил Ад Христос, и дал Невесте Своей залог нетления, Сам восставши из мертвых. Пришёл Пастырь Добрый – и отогнал смерть беспощадную, Сам положивши душу за овец своих. Открылся Господь – и временное приобщил Вечности, Сам спустившись в помутневшую нашу телесность. Обо́жилась материя, просияла в Теле Христовом красотою неизменною. Трепетом неизъяснимым задрожала Вселенная.

Радуется тварь не о мимоидущем блистании, – ликует о грядущей лучезарности. Небо и земля исполняются несказанного восторга, ожидая весны бесконечной. Посмотрите, украшается изумрудом зелени своей вся природа: ныне в ней таится зерно просветлённости. Все сокровища свои от Христа получившая – выносит ему же навстречу.

Не тщетна ныне красота, ибо тварь избавлена от нетления; не тщетна ныне любовь, ибо не погибнет бесследно любимый. Не тщетна вера наша и подвиги духа, ибо Христос воскрес!

В потоке мятущихся событий нашлось средоточие, открылась точка опоры: Христос воскрес! Есть только одно достоверное: Христос воскрес! Есть одно только, хватающее на всех: Христос воскрес!

Если бы Богочеловек не воскрес, то сплошною бессмыслицею стал бы весь мир, прав был бы Пилат со своим пренебрежительным: «Что есть Истина?» Если бы Богочеловек не воскрес, то истлевало бы бесповоротно самое бесценное, гибла бы красота безвозвратно. Если бы Богочеловек не воскрес, то рухнул бы навеки мост между землёю и Небом. И мы остались бы без обоих, потому что не знали бы Неба и не могли бы оборонить от уничтожения землю.

Но воскрес Тот, пред Кем мы виноваты бесконечно, – и всепоглощающая смерть поглощена Бессмертием. Правда восторжествовала над неправдою. Огневица греха охлаждена Смирением.

Напрасна ныне тоска любящих, напрасно ломает мать побледневшие руки. Ибо Христос воскрес – и тщетны последние нападения Смерти.

Дрожит в исступлённой радости Тварь, – ликует светлым восторгом, потому что Христос воскрес и зовёт к Себе Невесту Свою: «Встань, подруга моя, красавица моя, иди сюда!».

Скована ещё Невеста, но съедает ржа цепи её; делается великая тайна освобождения. За покровом тленной шелухи возрастает зерно жизни, обновляются тайно недра твари, очищается сердце земли. Невеста и Дух говорят Агнцу: «Прииди».

Вот, уже близок Жених; вот, смотрит сквозь решётку; вот, стучится в двери... Не может ещё поднять засовы Невеста – но они надломлены, поддаются Жениховым ударам. На дланях Божиих уже начертан образ Невесты – Иерусалима Небесного. Сверкает и блестит он – ясный, как золото, чистый, как хрусталь – и готов спуститься на землю. Сломятся запоры башни, где томится Невеста, и раненая смерть-привратница падёт бездыханной. Спустится тогда в недра земли Иерусалим Горний.

Скажет Сидящий на престоле: «Вот, Я творю все новое». Тогда слезет шелуха с твари, от Лика Христова растает образ тленности её, как туманная мглистость рассеивается пред взором восставшего солнца. Уйдёт всё неживое, уплывёт всё ложное, унесётся в потоках Воды Живой, и тварь освободится, наконец, от рабства тлению.

«Отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в ней обитают». Как яичная скорлупа с птенца, как панцирь куколки с бабочки, отпадёт грубая кора земли. И «тогда явится Невеста и, являясь, покажется, скрываемая ныне землёю». Прославленная, сияющая первозданной красотою своею встретит Агнца Невеста.

«Тогда отрёт Бог всякую слезу с очей, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет; ибо прежнее прошло». Вновь составившееся тело наше преобразуется, высвечивая благодатностью. Одухотворёнными встретятся близкие и любящие; обнимутся после многолетней разлуки, расправляясь после лежания в тесных могилах. И не смогут наглядеться в глаза друг другу, пожимая руки с детской улыбкой, молча.

Будут в общении со Христом Господом, Которого, «не видев, любят», – светлою радостью Которого радуемся мы в предчувствии. И не будет уже ничего нечистого в тот великий праздник Восстания Милых, в Великую Пасху мировую – но Бог будет во всех и во всём.

Ей, Господи, гряди! Аминь.

О. Павел Флоренский. Слово, сказанное в храме Московской Духовной
Академии в 1905 году за Литургией второго дня Святой недели.

Назад