НА АПОСТОЛЬСКОМ ПУТИ (с.2 №93)

18.08.2019

НА АПОСТОЛЬСКОМ ПУТИ
По завершении Петрова поста вспомним два знаменательных эпизода
из боговдохновенного апостольского служения святого Петра Христу.

Случилось, что Пётр, обходя всех, пришёл и к святым, живущим в Лидде. Там нашёл он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Пётр сказал ему: Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «Серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Её омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Пётр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Пётр, встав, пошёл с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Пётр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял её, и, призвав святых и вдовиц, поставил её перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа [Деян. 9, 32-42].

Святой евангелист Лука свидетельствует, что апостол Пётр, по своей обязанности обходя христиан, нередко посещал их дома, наблюдал семейную жизнь, упорядочивал её, радовался процветанию в них благочестия. И верующие христиане принимали к себе святого апостола как посланника Божия, как самого дорогого гостя.

Такое радушие благословляется Богом. Пастыри Православной Церкви и теперь могут время от времени навещать своих пасомых, наблюдая за семейным их бытом, за согласием между членами семьи и честным их трудом. И не только тогда, когда в пастыре оказывается крайняя, едва ли не смертная нужда. Священник ныне приглашается в дом большей части прихожан только по двум крайним нуждам: в начале жизни человека и в конце её. То есть когда родится младенец, для молитвы о родившей и родившемся – и пред смертью едва живого, иногда и беспамятного родственника приглашающих. Кроме этих случаев, семейная жизнь прихожан в больших городах закрыта для взора пастырского, вне Церкви идёт жизнь многих домов. Семейный разлад, грубые раздоры, неверное отношение к детям – эти вопросы решаются теперь или педагогикою, или судом, тогда как откровенная беседа, совместная молитва и добрый совет священника помогли бы порою избежать даже судебной тяжбы. Куда же делось старинное радушие христиан? Где те, которые не только назывались, но и были при апостолах святыми, то есть богобоязненными истинными христианами?..

Твори добро – и тебе будет добро. Когда апостол Пётр пришёл к святым (то есть к христианам) в старинном городе Лидде (ныне израильский город Лод), эти люди с почтением приняли его и явили твёрдую веру во Христа. Святой апостол, в свою очередь, исцелил Энея, расслабленного уже в течение восьми лет – больного, достойного, очевидно, особенной милости Божией, – к радости всех, знавших несчастного страдальца. Понятно, какое поразительное действие имело это чудо на свидетелей его: многие горожане Лидда и Сарона, до той поры не веровавшие во Христа, обратились ко Господу.

Весть об исцелении, совершённом святым Петром в Лидде, скоро достигла Иоппии – города более многолюдного (ныне он называется Яффа). В те дни жила там одинокая женщина по имени Тавифа, которая находила себе отраду в добродетельной жизни, в готовности всецело служить Господу и быть полезною людям во всём добром. Но и её жизни пришёл конец: она занемогла и умерла, и была приготовлена к погребению.

Тяжко опускать в могилу добродетельных людей. Они так редки на свете!.. «Добренькие» встречаются, и их немало – это люди, которые иной раз кажутся ласковыми и услужливыми; а в другое время, напротив, совсем не признают вас – смотря, откуда подует ветер. Впрочем, такова будет и их участь, как в потомстве, так и за гробом [Апок. 3, 16]. Но истинно добродетельные люди, вроде иоппийской Тавифы, по-настоящему дороги – это те, кто благотворит без расчёта, только в утешение своей души и на пользу нуждающимся. Зато и память о них долговечна, и любовь к ним прочна и трогательна.

Вот, Тавифа была совсем одинока – но лишь только скончалась она, как христиане яффские послали к святому Петру, свершившему в Лидде чудо исцеления: просить, чтобы он поскорее пришёл к ним. По прибытии же апостола окружили со слезами вдовицы, скорбящие по умершей. Это была община посвятивших себя добродеянию во славу Божию одиноких женщин-христианок: они жили своими трудами, занимаясь рукоделием, шитьём и вязаньем, и от своих трудов уделяли бедным или в храм Господень. Среди этой общины покойная Тавифа, видимо, отличалась особенным человеколюбием, оттого-то о ней и плакали все: добрая подруга лучше иной родни.

И вдовство, и одиночество бывает не без Воли Божией, премудрой и премилосердной. Хотя вдовство есть крест, но с самого начала вдовства нужно сердцем почувствовать в своей судьбе Руку Божию – и с благой душою и терпением покориться ей. Что ж остаётся в одиночестве делать? Падать духом? Бесчестно и грешно. Желать замужества второго? Необдуманно идти против только что явленного определения Божия – смерти супруга. Нет, для одинокой и тоскующей во вдовстве души первое дело – честный труд и христианская деятельность, сообразная с силами, средствами и образованием вдовицы. В этих занятиях – отрада для сердца, преграда от соблазнов и влечений мира. Сосредоточение душевное – в этом цель вдовства и одиночества: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молитвах день и ночь» [Тим. 5, 5]. А второе супружество – тоже дело Божие, и оно устраивается порою помимо человеческих расчётов...

Святой Пётр, узнав о милосердии и благочестии умершей, вошёл в горницу, где положили покойную Тавифу, всех прочих выслав вон. И, преклонив колени, помолился: коленопреклонение часто требуется в момент усиленной молитвы, сопровождаемой мыслью о человеческом ничтожестве, о наших немощах. Затем, обратившись к лежащему телу, апостол Христов сказал, как некогда Его Господь и Учитель: встань! – и встала. Добродетели воскресили благочестивую женщину из мёртвых, и по молитве святого Петра Тавифа живою вернулась в христианскую общину Иоппии. Услышав о чудесном воскрешении праведницы, многие, не веровавшие до того, обратились в христианство. Так с проповедью апостольской всё более и более увеличивалось число верующих во Христа.

Ничего более не сообщается в «Деяниях апостолов» о судьбе воскрешённой святым Петром в Иоппии Тавифы. Она, вероятно, продолжила свои прежние труды. Не дерзнула брать на себя бремя учительства, свидетельствуя о чуде воскрешения лишь своею продолжившейся земною жизнью, только «во смирении глубоце дела милосердия творила, от самых лишь близких знаемая». Служила тем, что имела, что дал Бог. Не тяготилась обществом, не печалилась скромностью своих трудов, просто была благодарной. Тихо приняла происшедшее с нею – как должное, благодаря за всё, посланное от Бога. В конечном итоге именно смиренное молчание придаёт смысл всем подвигам и трудам праведника и являет величие подвига всякой христианской жизни по Богу. «Печальных сострадание тихое...», – так обращается Святая Церковь к праведной Тавифе, прославив её как «небесномудрую ученицу и благоутробия Божия одушевленную икону».

А святой Пётр, покинув Иоппию, продолжил свои великие апостольские труды, засвидетельствовав воскрешением Тавифы, что рядом с Богом нет ничего незаметного, бесполезного, но всё, принятое от Него с простотою сердца, верою и смирением, достойно жизни вечной.

По текстам прот. Василия Михайловского и сайта www.pravoslavie.ru

Назад