ЗА ТО ПО ПРАВДЕ Я СТРАДАЮ (с.12 №95, прав. Иоанн Кронштадтский)

10.02.2020

ЗА ТО Я ПО ПРАВДЕ СТРАДАЮ

Размышляя о немилосердии и жестокости человеческой и о великом Милосердии Божием, святой праведный Иоанн Кронштадтский в Толковании на «Евангелие от Матфея» пишет: «Например, кто-нибудь просит у известного своею добротою и щедростью человека – помощи себе. Он обещает с удовольствием и говорит: теперь мне не время вам дать или – теперь нет с собою, а приходите ко мне в такое-то время, в такой-то час: я буду в таком-то месте и дам вам. С полною уверенностью, что обещание будет исполнено, я жду назначенного часа или дня и прихожу к этому щедрому человеку – и он, вижу, приготовил уже мне обещанное и с весёлым лицом отдаёт его.

Не подобное ли надо сказать о надежде христианской? Господь Бог есть этот Щедрый Домовладыка, Которого сокровищницы Царствия преисполнены благами духовными, вечными, превышающими всякое описание и меру, по причине их несказанной красоты, живительности и безграничности, и ожидают нас.

Возьми «Евангелие» и читай притчи Христовы о Царствии...

В нынешний день читана была евангельская притча Спасителя о немилосердном должнике, в которой Он, Господь Бог наш, уподобил Царство Небесное или Праведный Суд Свой над людьми «царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов», то есть – двадцать миллионов! Или – просто без числа, ибо определённое число здесь поставлено вместо неопределённого.

«А как он /должник/ не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев», на наш счёт – не больше двадцати рублей; «и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот Я простил тебе, потому что ты упросил Меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и Я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, – заключил Господь речь Свою, – если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешения его» [Мф. 18, 23-35].

Не к чести нашей в данном «Евангелии» изображается крайнее жестокосердие и злоба человеческого сердца относительно ближних наших. С того самого времени, как люди чрез грех предались начальнику злобы диаволу, он свил в их сердцах твёрдое себе гнездо, насадив в нём свою адскую злобу, которую и проявляет с тех пор весьма часто в очень грубых, насильственных видах.

История библейская и гражданская, и дневники нашего времени полны примеров этой злобы и жестокосердия людей из-за корысти, из-за желания воспользоваться хищнически имением ближнего. Или – из-за оскорблённого самолюбия, из-за дикого каприза, из-за неудовлетворённой животной любви. Многие и очень нередко не задумываются вонзить нож в сердце или в горло ближнего или иначе как-нибудь лишить его жизни, – не говоря уже о ссорах, спорах, ругательствах, судах и прочих выражениях злобы человеческой. А ведь молитвою мы отмаливаем грехи свои. – «Весь долг он (оный) отпустих тебе, понеже умолил Мя еси» [Мф. 18, 32]. Опыт говорит то же. Молящемуся нужно надеяться умолить Господа о всех грехах, «несть бо грех побеждающ человеколюбие Божие» [молитва 4 ко Святому Причащению]. «Кровь Сына Божия очищает нас от всякого греха» [1Ин. 1, 7]; и «аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа Праведника» [1Ин. 2, 1]».

Достойный и высокий пример для подражания: сурово вглядываясь в своё духовное состояние, наш великий праведник восклицает: «О! Как я далёк от Духа Христова, от духа терпения, от Креста Его. Он допустил злодеев поругаться над Его Пречистым Телом, оплевать Лице, сделать ударение по Ланите, пробить Главу тростию, вознести Себя на Крест, пробить ноги и руки гвоздями, пробости бок!..

А я что? Я выхожу из себя, когда другие делают, по моему мнению, некоторую несправедливость в отношении моего вещественного достояния, когда берут мои деньги, даром кушают мой хлеб-соль, чай-сахар. Меня никто не ругает, не плюёт мне в лицо, не ударяет по щекам, никто ещё не пробивал мне главы тростию, никто не прокалывал мне рук и ног – и я объявляю почти войну ближним моим, причиняющим ущерб не телу моему, не жизни моей, а только вещественному достоянию моему, моей щедрости и гостеприимству.

Господи, за то я по правде страдаю – за то, что изъявлял неудовольствие на мнимые обиды братии моей, вкушающей часто от трапезы моей, за то, что был жаден, – вот я страдаю чревом моим: «Имиже бо кто согрешает, сими и мучится» [Прем. 11, 7]. Даруй же мне, Господи, отселе совершенно «вразумиться и любовию терпеть» [1Кор. 13, 4] приходящих ко мне частых гостей.

Господи! Грешен я и многогрешен: помилуй мя! Щедрый! Даруй мне быть щедрым. Заимодавче, Коему я должен тьмою талант, – даруй мне охотно прощать должникам моим, должным только десятью талантами. Аминь».

Трудная задача – научиться быть столь же взыскательным к себе и столь же полным милосердия к ближнему, как святой Иоанн Кронштадтский...

Назад