НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ (с.18 №96)

16.02.2020

НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ…

Существует и ещё один канонический образ с похожим сюжетом, но истоком куда более древним: старец в глубоких годах бережно держит на руках младенца. И Младенец этот – Господь наш Иисус Христос, а старец – достигший трёхсотлетнего возраста ветхозаветный праведник Симеон, которому было обетование от Бога, что не умрет, доколе не увидит и не примет на собственные руки Богомладенца, Который спасёт мир, и не возвестит о Его явлении миру. Потому и именуется праведный Симеон Богоприимцем. Столь чудное обещание получил он, будучи ещё совсем молодым, когда, читая «Священное Писание», усомнился, встретив в тексте слова, что от Девы родится Христос, Спаситель всего мира. В ту же ночь Святой Дух сообщил ему, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в этом. Молодой тогда человек не сразу этому поверил: вспомнил лишь тогда, когда исполнилось ему сто лет...

И вот однажды, поспешив в очередной раз в храм и встретив при дверях его ещё одну почтенную женщину, праведную старицу Анну, Симеон вместе с нею удостаивается засвидетельствовать долгожданное событие – явление Младенца Христа миру. Произошло же оно на сороковой день после Рождества Христова, когда Божественного Младенца принесла в Иерусалимский храм супружеская пара: Пречистая Матерь Божия и Иосиф-Обручник. В то время в Иудее существовала традиция приносить малых детей в этом возрасте в храм для посвящения их Богу. Именно эту знаменательную встречу праведного Симеона с Младенцем Иисусом, Сретение, торжественно празднует Православная Церковь 15 февраля – в один из двенадцати Великих праздников. Великое мгновение, великая радость! Древний старец, с трепетом принимая от Девы Марии Святое Дитя, понял: сбылось его многолетнее ожидание, Господь прощает его давний грех сомнения в истинности слов «Писания» и дарует сердцу желанный покой!.. Обращаясь к Богу и благодаря Его за исполнившееся обетование, праведник произнёс слабым, срывающимся от волнения голосом: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков»...

И благословил пришедшее Святое Семейство Симеон.

Так Ветхий Завет встретился с Новым Заветом, так в этот день люди встретили Бога. Многое изведавшая на своём земном веку старость на пороге смерти приняла в любящие объятия – Младенца, Спасителя мира, Победителя смерти. И имя Ему было и будет во веки веков – Слово, Путь, Истина, Жизнь...

Почитают Великий праздник Сретения у нас на Руси издревле, с особенным вниманием обращаясь в этот день к ближним, следя и за собой, и за окружающим миром. По народным наблюдениям, 15 февраля – единственный зимний день, когда вдруг может ударить гром и сверкнуть молния! – как знак соединения Небесного и земного, прошедшего и будущего, ветхого и нового. Именно в Сретение иногда совершается по Воле Божией то, что неподвластно человеку и не вмещается в его разум.

Так, больше ста лет тому назад за лучшей долей в далёкий Уругвай потянулись переселенцы из России, и жители Воронежского края в их числе. И вот, когда одна из партий русских переселенцев на следующий после прибытия день в незнаемые земли (а это был праздник Сретения) принялись обустраивать свой быт, единственный раз в истории Уругвая пошёл снег. На дворе жаркая южноамериканская погода – а сверху падают белые снежные хлопья, как в родной России... Переселенцы возблагодарили Бога за ниспосланное им знамение и принялись с усердием налаживать жизнь в чужом краю, перво-наперво расчертив место под будущий храм...

С давних времён жители Воронежской области на праздник Сретения в храмах освящали свечи для домашних молитв и вечером после службы в храме ходили к трём освящённым колодцам или источникам набирать воду: сретенская вода почиталась в народе великой святыней наряду с крещенской.

Национальная пестрота населения Воронежского края наложила свой отпечаток на народные обычаи. К примеру, в селе Ендовище нынешнего Семилукского района до недавних пор сохранялось различие между русскими и выходцами из Украйны (их у нас называли черкасы). Черкасы строго держались традиций своих предков, неукоснительно их выполняя. До наших дней существует ещё дореволюционный труд священника села Латное Петра Фёдорова о черкасах села Ендовище.

Черкасы широко расселились в пределах Воронежской области. Одним из мощных ареалов их проживания стал край Острогожский, да и сам город изначально был срублен для пришедших в наши места выходцев из Малороссии. Пришлые ассимилироваться с русскими не спешили, хотя и особой изолированности, как в случае с ендовищенскими черкасами, не наблюдалось. Яркий пример – образование названия самого города Острогожск от реки, на которой он стоит, с русским именем Острогоща. Речки этой сейчас нет, она пересохла. Зато есть река Тихая Сосна, что с малороссийского наречия переводится как «вода», «ключик», «источник». Но чубы ли «оселедцы» носили на бритой макушке по обычаю малороссов или стриглись по-русски «в кружок» – все они, братья во Христе, в храме Божием склоняли головы в молитве и каялись, отрекаясь от греха.

В наши дни в Острогожске на территории воинской части стоит восстановленный храм Сретения Господня. Изначально Сретенскую церковь начали возводить в 1894 году при казармах кавалерийского полка. Инициатором строительства стал командующий запасной кавалерийской бригадой генерал-майор А.Ф. Петровский. Освятили церковь через два года, но начальником бригады к тому времени уже был генерал-майор Н.К. Языков, а старостой нового храма избрали начальника кадров А.Л. Тимченко-Островерхова. В годы революционной смуты храм сначала закрыли, а затем и разрушили, но не до основания.

Долго не велась служба в поруганной святыне. Но в 1998 году по инициативе командира расположенной на территории Острогожска войсковой части 37-й учебной автомобильной бригады полковника В.К. Сметанкина силами личного состава началось интенсивное восстановление Сретенской церкви. В 2000-м состоялось торжественное освящение возрождённого храма.

Имеются здесь свои святыни: храмовая икона Сретения Господня, икона Праведных Богоотец Иоакима и Анны. А также список с иконы Божией Матери «Сицилийская» (в наших краях она больше известна под названием «Дивногорская»), находящейся в Свято-Успенском Дивногорском мужском монастыре и являющейся одной из самых почитаемых икон земли воронежской. С нею регулярно совершаются крестные ходы. А ведь Господь и Пречистая Матерь Его идут только с теми и навстречу тем, кто хранит в сердце радость о Господе и творит на земле правое дело.

Празднование Сретения напоминает нам и об этом великой радостью Встречи.

По тексту Игоря Маркина

Назад