НЕНАСЫТНОСТЬ (с.8 №96, прот. А.Ткачёв)

16.02.2020

НЕНАСЫТНОСТЬ

Какое общество взрывоопасно? Состоящее из хронически недовольных людей.

А какие люди хронически недовольны? Ненасытные и неблагодарные. Говорю «хронически», так как время от времени недовольным бывает самый шёлковый и лучезарный человек. Такой похмурится – и отойдёт, поссорится – и примирится, поплачет – и утешится. От него нет большой беды. Большая беда – от «хроников» ненасытности и неблагодарности.

Слова эти короткие, но смысла в них много, следовательно, требуется пояснить. Ненасытный вечно устремляется к тому, чего нет, тут же после факта обладания пренебрегая тем, что уже есть. Ненасытный – самый бедный человек, ибо вечно страдает от недостачи. Ненасытный по необходимости завистлив, так как зрит то, что есть у других и чего нет у него. В обществе потребления ненасытность распаляется самим стилем жизни, в котором высшая ценность – потреблять. Реклама палит гортань, как некоторые напитки, специально придуманные для разжигания, а не для утоления жажды. Вообще рискну предположить, что идеальным членом общества потребления является совершенно ненасытный и вечно неудовлетворённый человек без метафизических вопросов, бросающийся на всякую новинку и на всякую цацку, как балованное дитя, указуя пальчиком: «Хочу!..».

Если речь идёт только о товарах и услугах, то все вопросы упираются в покупательную способность. Если же ненасытность вкупе с завистью ищет пищи для недовольства в социальном расслоении, в неудовлетворённом тщеславии, в мнимом правдолюбии, в идеологической ненависти, то тут уже самое время говорить о взрывоопасности. Как ты успокоишь человека, которому всё своё приелось, как родная жена (хоть бы и писаная красавица), а всё чужое – вожделенно, как известной Лисоньке высоко висящий виноград? Кто из нас не слышал, не принимал участия в подобных диалогах на самые разные темы:

– У них (в стране предполагаемого счастья) кругом чистота, а у нас даже грубый сор не метут. – Неправда. И у нас метут. – Да, но у них метут и моют, а у нас только метлой машут. – Да что ты! И у нас моют. – Но у нас водой, а у них шампунем. – Погоди, и у нас шампунем будут мыть скоро. – Да-а-а. У нас шампунь украдут или разбавят...

И так далее. Вечно недовольный человек именно неблагодарен. То, что у него есть, пренебрежено им, и те, с помощью которых он пользуется тем, что есть, не заслуживают в его глазах благодарности. Вылезши, скажем, из землянки и переселившись в коммуналку, он очень скоро забудет о сырости подвалов и начнёт тяготиться новыми условиями. Оно и понятно: человек ищет, где лучше. Но и получив со временем отдельную квартиру, он не сумеет оценить позитивную динамику переселений. Подвал совсем уйдёт из памяти, коммуналка останется в сознании синонимом недавнего бытового ужаса, а отдельное жильё вскоре поблекнет от жажды получить хорошую квартиру в элитном доме. И это тоже ничего. В вынужденной бедности нет красоты. Но и в притуплении вкуса от сладостей тоже нет ничего хорошего.

Потом, когда, даст Бог, и очередная мечта сбудется, воображение нарисует загородный дом, виллу, яхту, дворец в Майами (нарисовать воображение может всё, что Сатана Христу на горе искушений показывал), а неблагодарное сердце откажется выстраивать в сознании цепочку неуклонного стремления вверх. Драгоценные слова «Слава Богу!» он тоже произносить не поспешит. Со стороны же динамика изменений будет всем заметна. Люди скажут: «Счастливчик» – и окажутся правы. А сам подлинный счастливчик будет хмур, раздражён, ненасытен, ворчлив и на многие пакости согласен, поскольку главные доминанты гнилого сердца – ненасытность и неблагодарность.

Из «Москвича» в старенькую иномарку, из старенькой в новенькую иномарку пересело постепенно множество наших людей, но градус благодарности не особо увеличился. Из далёкой и недоступной в близкую и знакомую превратилась для нас в короткие годы заграница. Все красоты мира, все знаковые архитектурные сооружения от башни Эйфеля до диковинных пагод Востока были сфотографированы миллионами наших граждан лично. В моём детстве об этом и не мечтал никто. Но благодарности особой за кардинально улучшившийся образ жизни я не слыхал. И вы вряд ли слыхали. Не научены мы благодарить. Научены ворчать и искать новых удовольствий.

Лично мне всё сказанное напоминает до боли известный сюжет: «Сказку о Рыбаке и Рыбке». Сказка написана, чтобы беду на себя не кликать, не так ли? Говоря по совести, трудно не узнать себя в Старухе. Не по факту – нет, по факту никто из нас Рыбок не ловил и стремительно из курной хаты в царские покои не переселялся. Но по сердцу мы – Старухи. Сердце и обнаруживает ненасытность, злую бездонность и неблагодарность под дождём нечаянных милостей. Представьте себя в красках на месте Старухи – и, быть может, совесть ваша тихо и грозно скажет вам: «Ты тоже вёл бы себя так же».

Некоторые вопросы есть и к Старику. Ещё на стадии желания супруги превратиться в столбовую дворянку Дед мог бы стукнуть кулаком по столу и поставить Бабу на место. И даже если он законченный подкаблучник (подлапотник даже – каблуков-то у Бабы не было...) – и тогда он мог бы, движимый неотмщённым нравственным чувством, попросить Рыбку: «Преврати ты её, Государыня Рыбка, в жабу. Ненасытная она у меня, и добром это не кончится». Но ничего подобного Дед не просил. Он продолжал своё опасное у злой жены послушание.

В литературе есть ещё один ценный сюжет, где фигурируют Рыба и Старик, и сложные между ними отношения: «Старик и море» Хемингуэя. Трудно представить, что этот Старик, рыбак с Кубы, поймай он не рыбу-меч, а Золотую Волшебницу-Рыбку, вёл бы себя подобно своему, описанному Пушкиным, коллеге по ремеслу. Тот Старик был крут. Он бы и жену на место поставил, и у Золотой Рыбки бесконечных глупостей не просил бы...

Важно сделать некий вывод. Не всё же ругаться и бесплодно критиковать. Суть возможного вывода в том, что сколько в ширь не богатей – всё мало будет. Чтобы успокоиться, поблагодарить за то, что есть, отказаться от большего, ежели уже наличное, которого хватает с головой, нужно богатеть вглубь. Писание говорит об этом: «в Бога богатеть». Если мошна толстеет, а мыслишки по-прежнему куцые, то у этого человека (общества) в настоящем и в перспективе – экстенсивное развитие, пожирание ресурса. Такова вся хвалёная современная цивилизация, внутри которой этика безнадежно отстала от техники, а метафизика изгнана вон.

И обречён на несчастье живущий внутри этой цивилизации и по её законам человек. Сыт он, одет он и почти всю работу за него делают механизмы – но недоволен он, потому что не знает: зачем живёт. Внутреннего роста нет в нём, и остаётся только завидовать тем, кто имеет нечто, ему пока недоступное. В любом случае общество бедных внутри и недовольных снаружи людей – опасное общество.

Но вернемся к Старухе. Ходила бы она в церковь, хватило бы ей и одного нового корыта. А там, глядишь, сама Рыбка по доброте своей подарила бы и «домик в деревне».

Читала бы бабка «Псалтирь» – хватило б ей и мещанского статуса. Уже он показался бы ей страшен, и желание большего – отсеклось бы.

Были бы у бабки внуки, а не только затюканный дед, выше дворянства после свалившегося внезапно мещанства не полетела б её мысль. Да и во дворянстве была бы она милосердна к таким же горемыкам, какой сама была до чудесного дедова улова.

Всё было бы другое, если б кроме жадности или вместо неё была благодарность, молитва, сдержанность в желаниях...

Нужно, чтобы человек был и внутри, по Чехову, красив. Глубок, что ли... Нужно чтобы и общество состояло из людей, работающих над собой, богатеющих – вглубь. По крайней мере, нужно, чтобы количество таких людей в обществе не умалялось ниже некоего критического предела. Иначе продолжат и человек отдельный, и общество подобных ему преступно не замечать обилие окружающих благ, продолжат вести образ жизни вредного и жадного человека, как тот Демон у классика, о котором сказано: «И ничего во всей Вселенной благословить он не хотел».

Так какой же человек мил? Благодарный. С каким человеком приятно жить по соседству? С благочестивым и довольным тем, что есть.

Ему и подастся большее. И большее будет ему не во зло.

Протоиерей Андрей Ткачёв

Назад