МАКАРИЙ КАЛЯЗИНСКИЙ
(с.14 №97)
МАКАРИЙ КАЛЯЗИНСКИЙ, ИГУМЕН И ЧУДОТВОРЕЦ
Река Кашинка – одна из самых чистых и живописных в Тверской области. Тихо и величаво несёт она свои прохладные воды к месту рождения великого святого земли русской – Макария Калязинского, неугасимого светильника Тверской земли, монаха-подвижника, обладавшего даром прозорливости и чудотворения.
Шесть веков назад по этому пути шёл на благословение перед дальней дорогой к святому Макарию великий русский путешественник Афанасий Никитин. Удивительные заповедные нехоженые берега, живописные прихотливые изгибы реки, покрытой ковром белых лилий и жёлтых кувшинок, непуганые дикие утки и серые цапли, кристально чистый воздух и тишина...
В святом уголке Тверской земли на правом берегу реки Кашинки стоит ныне почти безлюдная деревня Кожино (в прежние времена Грибково) – родина преподобного Макария Калязинского, в миру Матфея Кожина, именно отсюда начавшего свой молитвенный путь. Селение отстоит от Твери на 198 вёрст, от Кашина – на восемь. Родился будущий святой в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье в 1400 году именно здесь, на юге Тверского княжества. Родителями его были боярин Василий Кожин, прославленный своими ратными подвигами при великом князе Василии II Тёмном, и супруга его Ирина. Память их почитается местно.
С семи лет Матфея начали учить грамоте, и он на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, с детства принимая к сердцу всё прочитанное. Повзрослев, благочестивый юноша начал помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Между собою молодые люди условились, что, как только один из них умрёт, овдовевший супруг непременно примет монашество.
Через год умерли родители Матфея, а ещё через два года скончалась и Елена, и двадцатипятилетний вдовец поступил в Николаевский Клобуковский монастырь в городе Кашине (основан в 1413 году, действует и поныне) и принял постриг с именем Макария.
Здесь в свободное от послушания время он продолжал изучать духовные книги; а когда через насколько лет завершился период искуса (испытания), то, по благословению игумена, он покинул монастырь и ушёл на пустынножительство. Пустынь Макария была расположена в восемнадцати верстах от Кашина в красивом и уединённом месте – в дремучем лесу между двух озёр. К пустыннику приходили дикие звери, ласкались к нему, и он делил с ними свою пищу. В обращении и всём укладе жизни преподобный Макарий был так прост, что высокомерный еретик, князь-инок Вассиан, глумясь, называл его «калязинским мужиком». Сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы, и часто ходил по безмолвным местам, чтобы наслаждаться желанным одиночеством на природе.
Скоро явились к нему в пустынь, желая присоединиться в Макарию, семь старцев Клобуковского монастыря, потом стали приходить и другие. Вскоре на месте их общежития образовался Свято-Троицкий мужской монастырь. Долго не соглашался преподобный принять сан игумена, но, в конце концов, вынужден был уступить. Поскольку Свято-Троицкая обитель, основанная преподобным Макарием в 1450 году, располагалась на левом берегу Волги против посада Калязина, значение города возросло в связи с ростом монастыря.
Устав жительства в новой обители, введённый им, был настолько строг, что не все выдерживали его, и многие уходили. Назван был монастырь Калязинским, по имени боярина Ивана Каляги – сначала врага его, но потом раскаявшегося и ставшего его иноком. Принесли раз к преподобному Макарию болящего – расслабленного Захария из села Кесова Гора. Преподобный сказал ему: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения его ко спасению. И каким Сам Он ведает судьбами, такими и приводит его к спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение, и если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлёт тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего!». Больной со слезами исповедал преподобному Макарию свои согрешения, и тот, помолившись, благословил и исцелил его. Впоследствии исцелённый Захария стал священником своего села и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.
Во время путешествия своего по русским монастырям преподобный Иосиф Волоцкий, знаменитый проповедник и строгий игумен обители на Волоке Ламском, известный борец с ересью жидовствующих, посетил Калязинскую обитель и отметил царящие там благочиние и благолепие. «Видел я, – пишет он, – блаженного старца Макария, создателя монастыря Калязинского. Он поведал мне следующее: «Когда я пришёл на это место; со мной пришли семь старцев из Клобуковского монастыря; они были так совершенны в добродетелях и в постническом и иноческом житии, что вся братия приходила к ним получать поучение и пользу; и они, просвещая всех, учили полезному. Тех, которые проводили жизнь в добродетелях, они укрепляли, а тем, которые уклонялись в бесчинство, воспрещали и возбраняли и не допускали поступать по своим волям». Такое тогда было в монастыре благочиние и благолепие, и всё делалось с благословения преподобного Макария».
Старец Митрофан (Бывальцев), проживший на Святой горе Афонской девять лет, говорил: «Напрасно трудился я, совершив такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо можно спастись и в нём живущим: здесь всё делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе». В Калязинском монастыре подвизались, в числе иных иноков, преподобные Ефрем Перекомский (29/ 16 мая) и Паисий Угличский (21/8 июня).
Однажды воры украли монастырских волов, но по Промыслу Божию в наказание за воровство ослепли и долго блуждали по окрестностям, пока не оказались опять у монастыря. Преподобный Макарий, обозревая монастырское хозяйство, увидел их и, как бы не зная, в чём дело, спросил, почему они тут и отчего у них волы? Преступники во всём сознались. Преподобный простил их, исцелил и запретил впредь брать чужое.
Слух о его строгой иноческой жизни распространялся. Пришли к нему раз двое юношей из боярского рода, которых он давно знал, и просили его принять их на послуша-ние. Он же сказал им: «Я человек грешный и поселился в пустыне, чтобы молить Бога о прощении многих грехов. Вы же возвращайтесь к родителям, чтобы не огорчать их». Но юноши выказали решительное намерение остаться в монастыре под руководством смиренного подвижника и стали умолять его принять их. И преподобный Макарий принял их для искуса, а потом и постриг.
Шли годы, и физические силы его ослабли, но он продолжал твёрдо стоять на молитве. В марте 1483 года преподобный заболел и, в предчувствии скорой кончины призвав братию, благословил каждого, поцеловал и сказал: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную; не воздавайте зла за зло или досаждение за досаждение; если я имею дерзнове-ние к Богу, то, по отшествии моём, сия обитель не оскудеет, но распространится».
Скончался преподобный Макарий 30/17 марта того же года и был погребён вблизи построенной им деревянной церкви, а над могилой его была сооружена деревянная часовня. А когда стали копать рвы для новой каменной церкви, то обрели гроб его, из которого исходило дивное благоухание. Сейчас же ударили в колокол, подняли гроб, перенесли его в специально для этого устроенную палатку и отслужили над ним панихиду. Когда же гроб вскрыли, разнеслось от него ещё большее благоухание. Тело преподобного Макария оказалось нетленным, не пострадали даже ризы его, и седины были светлы.
При открытии мощей преподобного Макария Калязинского было записано четырнадцать чудес, а позже после его смерти агиографы зафиксировали 91 чудо. Это случилось 8 июня / 26 мая 1521 года. А в 1547 году Московским собором он был причислен к лику святых и помещён в лике великих чудотворцев. В 1700 году для мощей была изготовлена серебряная рака. Празднование преподобному Макарию совершается 30/17 марта (день преставления, 1483 г.), 8 июня / 26 мая (обретение мощей, 1521) и в первую Неделю после праздника святы апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.
Со всей Руси тысячи богомольцев шли в Калязин, дабы воочию зреть подвиги братии и поклониться честным мощам основателя той обители – преподобного Макария Калязинского, получить облегчение и исцеление от тяжких душевных и телесных недугов. И здесь, у раки со святыми мощами, по вере приходивших свершалось множество чудотворений.
На родине преподобного Макария в селе Кожино православные возвели Церковь Богородицерождественскую. Она была построена в 1732 году, каменная, и имела два престола: в холодной части – Рождества Пресвятой Богородицы, в тёплой – Макария Калязинского. От этого уникального храма, закрытого в 1950-х, сейчас остался четверик и алтарная часть, а колокольня была разобрана в 60-х годах XX века. Восстановление церкви в Кожино началось с 2000 года по инициативе верующих Калязинской и Кашинской земли.
Сюда, к церкви Рождества Богородицы, каждый год свершается крестный ход, который встречает единственная жительница деревни, матушка Фомаида, хранительница Богородицерождественского храма, чьими стараниями он потихоньку восстанавливается. самоотверженной подвижнице, в одиночку, без шумихи и массового паломничества, вдали от цивилизации, совершающей свой молчаливый подвиг восстановления святыни буквально из руин.
Под сенью старинных сводов храма покоятся мощи родителей святого – местночтимых преподобных Василия и Ирины Кожиных и его супруги Елены Яхонтовой.
В 1930-х годах после закрытия Свято-Троицкого монастыря мощи преподобного Макария были перевезены в Тверь и впоследствии переданы в Троицкий собор, а позже торжественно перенесены из Твери в Калязин и положены в Вознесенском храме города Калязина.
В 2008 году в Калязине был установлен и освящён памятник преподобному Макарию Калязинскому. Памятник, выполненный из бронзы, стал достопримечательностью города. А в современном гербе Калязинского района Тверской области изображены в зелёном поле открытые золотые деревянные монастырские ворота без створ, увенчанные крестом...
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!