ЕСЛИ ЖИТЬ В ЛЮБВИ
(с.8 №97, Игорь Маркин)

03.04.2020

 ЕСЛИ ЖИТЬ В ЛЮБВИ, ТО БОГ БУДЕТ СРЕДИ ВАС...

5 марта (н.ст.) в обычном году и 4 марта – в текущем високосном отмечает Православная Церковь день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого.
За что чтят его русские люди? При князе Ярославе Русь достигла высокого могущества, вернула себе многие утраченные прежде земли; заботами княжьими укрепилась в Православной Вере и украсилась прекрасными храмами; обрела собственный свод законов – «Русскую правду».

Князь Киевский Ярослав, в святом крещении Георгий, родился, предположительно, в 978 году. Он был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Произведя раздел земель между сыновьями, Владимир посадил Ярослава княжить в Ростове. В те же годы молодой Ярослав на месте завоёванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль и в день памяти пророка Илии на ритуальном языческом холме сумел, во славу Христа, в состязании одолеть священную медведицу, тем самым преодолев местный идолопоклоннический культ. В память об этом наглядном торжестве Православной Веры князь одновременно с градом Ярославлем в бывшем Медвежьем Углу заложил и деревянный Ильинский храм.

Через недолгое время по велению отца Ярослав отправляется на княжение в Новгород. Там его и застала весть о кровной распре, начавшейся после смерти князя Владимира. Старший сын Владимира, Святополк, в борьбе за Киевский престол вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою их крови сел на великий Киевский стол. После такого неслыханного злодеяния народ прозвал Святополка Окаянным. Задумал Окаянный расправиться и с последним своим братом, Ярославом. Узнав о том, Ярослав с новгородцами выступил к Киеву. Возле города Любеча произошёл бой, после которого Святополк бежал под защиту польского короля Болеслава, своего тестя, но тщеславных планов возвращения не оставил, возбуждая в королевстве Польском захватнические настроения.

Вскоре поляки и Святополк вторглись на Русскую землю и подошли к Киеву. После непродолжительной осады столица пала. Князь Ярослав с верными дружинами отошёл в Новгород, собрал новую рать и вновь двинулся к Киеву. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте, где Окаянный потерпел сокрушительное поражение, а Ярослав стал великим князем Киевским.

При Ярославе Мудром Русь крепла, успешно защищая свои территории от чужаков. Князю удалось усмирить печенегов: после одного из побоищ свирепые кочевники, наконец, перестали беспокоить Русские земли, ограничиваясь мелкими порубежными набегами. В результате успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалёку от Чудского озера город Юрьев, утвердив русские позиции в Прибалтике.

Спокойные периоды были, однако, коротки. Когда великий князь находился в поездке в Новгороде, то получил известие, что многочисленные отряды печенегов обступили Киев. Собрав воинов, Ярослав поспешил к столице и здесь, присоединив к новгородцам киевскую дружину, выступил против несметного числа врагов. Злая сеча продолжалась целый день, но к вечеру Ярослав погнал врага.

В память важной победы на месте битвы князь заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса. Этот храм, заложенный в 1037 году, был возведён по образцу знаменитого Софийского храма в Константинополе, только в меньшем размере и с некоторыми отличиями. Как только киевский Софийский храм был окончен, он сделался митрополичьим кафедральным собором.

Своё княжение Ярослав ознаменовал сооружением и многих других храмов. Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг в Киеве каменную церковь у Золотых Ворот. Как отмечает летописец, этот храм был посвящён Благовещению Пресвятой Богородицы с мыслью: «Да радость всегда будет граду тому святым Благовещением Господним и молитвами святой Богородицы и Архангела Гавриила».

Неподалёку от Софийского собора были сооружены ещё две каменные церкви: одна во имя святого Георгия Победоносца, другая – во имя Ангела супруги, святой Ирины. Летописец свидетельствует: «И иные церкви ставляше по градам и по местам... и радовашеся Ярослав, видя множество церквей».

Из храмов, построенных при Ярославе вне Киева, вспомним новгородский Софийский собор. Подобно киевской Софии, новгородская София также сделалась кафедральным собором местных епископов. Кроме сооружения новых храмов князь заботился о возобновлении прежних. К примеру, восстановлением Десятинной церкви, созданной ещё Равноапостольным князем Владимиром.

В княжение Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Сначала великий князь повелел собрать сведения, где находятся тела его братьев. Услышав, что тело Глеба осталось в пустой степи, Ярослав повелел искать его. Искали долго, целый год, но нашли. Тело оказалось совершенно целым, нетронутым дикими животным, птицами, насекомыми, хотя около пяти лет оно пролежало в чистом поле. С подобающей честью тело Глеба перенесли на судно, доставили в Вышгород и погребли вместе с телом Бориса у церкви святого Василия. Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса.

Когда церковь святого Василия по неосторожности сгорела, Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем совершил к могиле святых братьев в Вышгороде торжественный церковный ход из Киева. Раскопав могилу и открыв гробы, все присутствующие поразились, ибо увидели мощи угодников Божиих нетленными. Тогда же перенесли их в специальную часовню и совершили над ними всенощную. Митрополит посоветовал великому князю построить в Вышгороде церковь во имя святых Бориса и Глеба и установить день священного торжества в их память. Ярослав с радостью последовал доброму совету, и над часовней, в которой находились раки святых мучеников, был сооружён храм.

Вероятно, при княжении Ярослава начали праздновать и память его отца, святого Равноапостольного князя Владимира – в день его кончины 15 июля.

По примеру отца, любившего «словеса книжная», Ярослав много читал и заботился о просвещении своих подданных. Отправляя в города и сёла священнослужителей, великий князь определял им жалование, чтобы они чаще собирали народ в церкви и ревностнее учили Вере, как поручено им от Бога. При Ярославе Мудром были переведены многие книги с греческого на славянский, переписаны труды, ранее переведённые в Болгарии и в других странах. Собрав много книг, Ярослав при киевском Софийском соборе основал первую на Руси библиотеку, а в Новгороде завёл училище, в котором начали обучать триста детей старост и пресвитеров.

Русь достигла в годы его княжения широкого международного признания. С семьёй киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (впоследствии святой благоверной княгине Ирине). Все дети Ярослава и Ирины получили отличное образование и являли пример нравственности и православного благочестия. Об этом можно судить по «Похвале святому князю Владимиру» митрополита Илариона, где сказано: «Посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!»

Князь Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси – «Русской правды», ставшей правовой основой жизни русского народа. Перед блаженной кончиной он составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим».

Местное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого как подвижника благочестия началось сразу после его преставления 20 февраля 1054 года. Но уже Адам Бременский в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, называет великого князя Ярослава Владимировича святым.

В 2005 году имя великого князя Ярослава было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Игорь Маркин

Назад