ЧТО ПИСАЛ ГОСПОДЬ НА ЗЕМЛЕ (с.4 №97, свт. Николай Сербский)

03.04.2020

 ЧТО ПИСАЛ ГОСПОДЬ ПЕРСТОМ НА ЗЕМЛЕ

Однажды утром сидел благой Господь перед храмом в Иерусалиме и многие алчущие души питал Своим сладким учением. И весь народ шёл к Нему [Ин. 8, 1]. О вечной радости говорил Господь народу, вечной радости праведника в вечном Небесном Отечестве. И народ услаждался божественными словами, словно мёдом. И горечь многих огорчённых, злоба многих озлобленных таяли, как снег на солнце. И кто знает, сколько бы продолжался этот прекрасный диалог любви и мира между небом и землёй...

Но случилось нечто варварское, жестокое. Книжники и фарисеи с оглушительными криками притащили к храму несчастную грешницу, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её перед Христом, сказали: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» [Ин. 8, 4-5]. Вот как коварно задали вопрос тайные грешники, ловцы чужих грехов, свои грехи ловко скрывавшие. Испуганный народ расступился, давая старейшинам довести до конца свой злой план. Некоторые в страхе разбежались: после благой беседы Господа, Который говорил о жизни и радости, они не могли вынести злобы крикунов, которые призывали к убийству.

Старейшины, вожди и учители иудейские, книжники и фарисеи... Вряд ли это была первая женщина-грешница, побитая их руками! Или первая кровь, пролитая ими на землю! Закон Моисея ставил плотский грех прелюбодеяния в ряд преступлений, которые карались смертной казнью. Почему же еврейские начальники привели грешницу к Иисусу? Отнюдь не для того, чтоб испросить у Него помилования, а движимые адским замыслом: поймать Господа на нарушении Закона и обвинить Его. В своём помрачении они хотели не уменьшить зло, а умножить его, убив сразу и женщину-грешницу, и Христа. Вот о чём свидетельствует их лукавый вопрос: Ты что скажешь?
Евангелист, повествуя о событии, объясняет их намерение такими словами: «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его» [Ин. 8, 6]. Они уже не раз хотели то побить камнями, то убить Иисуса – и вот, нашли удобный момент, чтобы осуществить своё желание. Здесь, перед храмом Соломона, в котором хранились скрижали Закона, перед большим собранием народа Христос должен был высказаться против Закона Моисеева, и тогда их цель была бы достигнута. Они бы до смерти забили камнями и Христа, и грешницу.

Толпа притихла, присутствующие на площади ожидали: освободит Господь, по милосердию Своему, грешницу, этим нарушив Закон, или же исполнит Закон, нарушив собственную заповедь о прощении и милосердии? В первом случае Он был бы осуждён на смертную казнь, во втором – осмеян и посрамлён. Может быть, в толпе были и такие, что ожидали от Иисуса чего-то третьего, великого и неизвестного. Наступила полная тишина.

Перед белокаменным храмом стоял Тот, Который больше храма. Вся площадь была заполнена людьми, негде было яблоку упасть, и в полной тишине все взоры устремились на Него, стоявшего рядом с несчастным и грешным человеческим существом, которому через несколько минут предстояло быть раздавленным, разорванным на части, превращённым в месиво крови и мяса. Только Господь Всезнающий знал, что в этот час у храма присутствуют не все Его слушатели и что Его тогдашний ответ на коварный фарисейский вопрос станет нравственным законом поколениям и народам до конца времён.

Какое-то мгновение Господь молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «не смотрите на своих ненавистников и искусителей». Его образ мысли был иным, чем наш. Он созерцал духом сокрытые тайны бытия, тайны человеческих душ, далёкие тайны времени и пространства. Я верю, что он в эту минуту видел и нас, собравшихся сегодня в храме, чтобы вспомнить об этом событии. Когда прозрел духовным зрением всю историю тварного мира, ответ был готов. «Ты что скажешь?» – снова подступили к Нему обвинители с искажёнными от злобы лицами.

Тогда Законодатель нравственности, наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и писал перстом на земле. Вот то, третье – неожиданное, удивительное, крайне драматичное!.. Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости – «Евангелие». То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Евангелист не хотел донести до нас эти слова, но из народного предания мы узнаем, что́ именно Он писал тогда на пыльной земле. Это было нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы: Он писал их тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи, непримиримые к чужим грехам, были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто всё видит и прозревает.

Мешулам – похититель церковных сокровищ, – писал Господь по земле; Ашер – совершил прелюбодеяние с женой брата своего; Шалум – клятвопреступник; Елед – ударил отца; Амарнах – присвоил имение вдовы; Мерари – совершил содомский грех; Иоиль – поклонялся идолам...

И так обо всех по порядку писал перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, с ужасом читали написанное. Их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и сейчас перед ними объявлены!.. Уста их вдруг умолкли. Гордящиеся своей праведностью дерзкие судьи чужой неправедности стояли немо, дрожа от страха, не смея смотреть друг другу в глаза; о грешнице они уже не помнили и думали только о себе и своей смерти... Господь не сказал ничего вслух, Ему было гадко Своими пречистыми устами объявить их грехи. И потому Он писал по пыли то, что так грязно, как грязь, как пыль. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, ещё удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять грехи обвинителей перед всем народом: тогда народ, согласно Закону, побил бы их камнями. Но беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести, ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить. Господь лишь хотел, чтоб они задумались о собственных грехах и под бременем собственных беззаконий не были жестокими судьями грехов чужих. И когда Он закончил писать, то снова разровнял пыль – и написанное исчезло.

После этого Господь сказал им: кто из вас без греха, первый брось в неё камень. Как будто, обезоружив врагов, сказал: а теперь стреляйте! Жестокие судьи стояли перед Судиёй немо и неподвижно. А благой Спаситель, снова склонился, и снова писал что-то на земле. Что? Перечислял ли другие сокрытые преступления фарисеев, чтобы заградить им уста? Или писал, какими должны быть старейшины народа? Это нам неведомо. Главное, что Господь этими словами, написанными в пыли, обратил в ничто бунт, который подняли против Него иудейские начальники, на миг пробудил в их душах умирающую совесть и спас грешницу от смерти. Ибо говорит о них: «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних, и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» [Ин. 8, 9].

Площадь перед храмом быстро опустела. Никого не осталось на ней, кроме двух, которых старейшины обрекли на смерть – грешницы и Безгрешного. Женщина стояла, Он же сидел, склонившись к земле. Вдруг Господь снова выпрямился, посмотрел на женщину и спросил: «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?». Он хотел Своим вопросом ободрить женщину, утешить её сердце и оживить душу, чтобы она яснее услышала и поняла то, что Он скажет ей после этого. И она ответила: никто, Господи. Эти слова произнесло то несчастное существо, которое несколько минут назад не надеялось на то, что ещё когда-нибудь что-нибудь сможет выговорить, которое впервые в жизни, может быть, ощутило истинную радость. До этого грешница знала только боль и низшее наслаждение, которое – удел животных, а теперь испытала радость, которая принадлежит обществу людей. Тогда Господь сказал ей: «И Я не осуждаю тебя, иди, и впредь не греши». Если волки оставляют свою жертву, то и пастырь не может желать смерти её. Но неосуждение Христа значит больше, чем неосуждение человеческое. Если люди, не осуждая твой грех, не назначают за него наказания, но оставляют тебя один на один с твоим грехом, то когда не осуждает Господь, это значит, что Он прощает тебя и очищает от греха твою душу, как от гноя. Потому слова Господа, значат «прощаются тебе грехи твои. Иди, чадо, и впредь не греши».

Вот радость от истины, ибо Господь открыл истину заблудшим. Вот радость от правды, ибо Господь сотворит правду. Вот радость от милости, ибо Господь явил милость. Вот радость от жизни, ибо Господь сохранил жизнь.

Святитель Николай Сербский

Назад