ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ (с.3 №97, блж Симеон Солунский)

03.04.2020

 ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ!..

Многие знают молитву, которую называют «Иисусовой»: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!», знают и её короткую форму «Господи, помилуй!». Но не все понимают, что именно они просят у Бога в этой молитве.

Святитель Симеон Солунский приводит три примера для понимания сути Иисусовой молитвы. Представим себе, предлагает он, нищего человека, который пришёл к богатому и просит у него милостыню, взывая: «Помилуй меня! Пожалей меня, погибающего, облегчи мои тяготы и помоги устроить мою жизнь». Потом представим должника, который не имеет средств, чтобы выплатить долг. Он идёт к тому, у кого одалживал, и пытается упросить заимодавца простить ему долг, который по воле обстоятельств не может вернуть: «Помилуй меня! Сжалься над моей бедностью и прости мне долг». Представим себе и третьего человека, который провинился перед другим и желает получить его прощение. Он спешит к тому, против кого согрешил, и просит: «Помилуй меня! Я виновен пред тобою. Прошу, прости меня за мою вину». Все эти три человека знают, о чём они просят, и осознают, для чего и почему это делают. И почти наверняка они получат просимое.

А теперь представим себе грешника, который соединяет в себе трёх таких просителей: он и беден духовно, и должен перед Богом, и оскорблял Его многократно. И вот, как будто бы и просит грешник у Бога: «Помилуй меня!». Но при этом сам он и не знает, чего просит и для чего ему это надо, и не понимает, в чём может состоять эта Божья милость, о которой он видимо хлопочет, а на деле просто по привычке повторяет: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!..». Получит ли такой человек милость Бога? Скорее всего, нет. Он даже не сможет понять, получил ли то, что просил. Ведь молитва была не осознана им, шла не от сердца.

Раскрывая суть Иисусовой молитвы, святой отец говорит, что молясь, мы должны быть сосредоточены на молении и непрестанно с разумным сердцем просить у Бога духовных даров: «Помилуй меня, Господи! Прояви Свою милость ко мне, грешному, и опять прими меня в Свою Благодать; дай мне дух силы, чтобы противостоять искушениям и грешным моим привычкам; дай мне мудрости, чтоб исправиться; дай мне дух страха, чтоб я боялся грешить и исполнял заповеди Твои; дай мне дух любви, чтобы я любил Тебя и более не отдалялся от Тебя; дай мне дух мира, чтобы я умиротворился и мысли мои упорядочились; дай мне дух чистоты, который сохранит меня чистым от всякого осквернения; дай мне дух кротости, чтобы быть спокойным и нераздражительным в общении с людьми и не гневаться; дай мне дух смирения, чтобы я не был высокомерным и гордым».

Если кто молится именно так, осознавая, что действительно нуждается в просимом, то наверняка получит милость от Бога. А человек, повторяющий Иисусову молитву лишь по привычке, не вдумываясь в её смысл, без внутренней цели – не получит милости. Ведь каждый из нас и так уже получил много милостей от Бога, за которые стоит Его благодарить.

Бог наделил человека высшим достоинством – создал его по Своему образу и даровал власть господствовать над тварным миром [Быт. 1, 26-29].

Созданный по образу Божию, человек может беседовать с Богом. А молитва – это и есть разговор с Богом, общение с Ним.

Кроме того, мы получили милость Божию, когда крестились и воссоединились с Богом, став православными христианами.

Обретаем милость Его мы и всякий раз, когда достойно причащаемся Пречистых Таин, получая прощение грехов.

Поэтому будем взывать «Господи, помилуй!» с верой и смирением, помня, чем уже одарены от Бога, и понимая, что за милость мы просим у Него. Тогда получим благодать и спасёмся.

По Истолкованию молитвы «Господи, помилуй!»
Блаженнейшего Симеона, архиепископа Солунского

Назад