ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ (с.18 №98, Игорь Маркин)
ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ…
По сложившейся светской традиции жители разных городов празднуют День города, приурочивая его, как правило, ко дню основания своего населённого пункта. Воронежцы отмечают День города в первый осенний месяц. А ведь рождение Воронежа произошло совсем не в сентябре!..
1 марта 1586 года тогдашний руководитель российской сторожевой службы боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев принимает решение ликвидировать самый большой в наших краях сторожевой пост, что располагался у Богатого затона. Причина проста: пробил час появиться вместо обычной сторо́жи даже не городку, но – крепости. Оборонительные сооружения тогда рубили споро – и быстро, уже в апреле, пахнущий свежими брёвнами Воронеж встал на крутом берегу одноимённой реки. Поскольку более точных документов на день нынешний не отыскано, именно апрель 1586 года считается датой основания Воронежа.
Конечно же, всё это произошло не случайно. Так не бывает: идут люди, смотрят – какие красивые места (а они действительно изумительны!) – и решают: а давайте город поставим! Сказано – сделано. Поработали топорами и зажили припеваючи...
Но нет, всё не так просто. Всему есть свои причины, и появление Воронежа – не исключение.
Сейчас у многих из нас со словом «Крым» связаны светлые воспоминания: солнце, воздух, морские просторы, приятное времяпровождение... Но для наших предков понятие «Крым» вызывало больше негативных эмоций и означало: плен, рабство, жалкое существование. До поры до времени крымчаки и ногаи приходили в наши богатейшие земли не с добром и практически безнаказанно...
Людям здесь селиться хотелось, ещё бы! Воткни оглоблю в землю – телега вырастет, – то пословица про наши края. Хотели селиться, но боялись – тех же степных нахо́дников. Нет, их встречали не хлебом-солью, боролись, как могли.
Среди прочего против крымцев использовали «чеснок». Представьте себе маленькие железные шарики с четырьмя шипами. Это и есть «чеснок». Шипы на шарике располагались так, что как ни бросай чесночину на землю, она всегда будет упираться тремя лапками, а четвертая угрожающе торчать вверх. Татары своих лошадей не подковывали. И когда «чеснок» разбрасывали на пути татарской конницы, он впивался в копыта лошадей. Особо с острой железякой в копыте не побегаешь – и лучшая на тот момент конница Европы теряла свой убойный ход.
Но одним «чесноком» степняков не остановишь. Для успешного противодействия татарской экспансии требовалось что-то более серьёзное, чем и стала Белгородская засечная черта – мощная оборонительная линия протяжённостью под восемьсот километров с вкраплёнными в неё крупными, средними и мелкими городами-крепостями. Воронеж – самое весомое звено во всей этой длиннющей цепи.
Так и появился на Божий свет наш нынешний город – полноценная боевая единица. Но почему – «Воронеж»? Версий несколько, и все они в разной степени имеют право на жизнь.
В современной Сумской области, что во времена Древней Руси территориально входила в Черниговское княжество, есть посёлок городского типа под названием Воронеж. В конце XI-начале XII веков оттуда совершился исход в наше Подонье. И переселенцы, обосновавшись на новом месте жительства, назвали один из притоков Дона Воронежем в память своего прежнего обитания. А уж затем, когда в системе Белгородской черты появилась крепость, ей дали имя по реке.
Это, скажем так, механика исхода. А каково же значение самого топонима? Весьма популярна (и наивна одновременно) версия происхождения названия от соединения двух слов: «Ворон» и «Ёж». Правда, если ёж действительно не имеет к названию Воронежа никакого отношения, то о Вороне можно поговорить. На самом первом гербе нашего города была изображена пушка с сидящей на её стволе птицей. Далеко не факт, что это Ворон, но – птица. Кстати, на гербе сумского Воронежа изображён как раз Ворон.
Относительно недавно нашим соседям, липецким археологам, во время очередных раскопок сарматского кургана среди прочих находок попалась бесформенная кучка пластинчатого золота. Учёные поняли, что некогда это было изображением. Принялись реконструировать, собирать по кусочкам. В результате кропотливой работы перед археологами предстала священная птица сармат, имя которой – Варанг. Ворон – Варанг – Воронеж...
Геродот четвёртую книгу своей знаменитой «Истории» посвятил предшественникам сарматов – скифам. В подробном описании жизни и быта этих грозных владык огромных территорий, в которые входило и современное Черноземье, Геродот среди прочих упомянул одно скифское племя, по ареалу обитания вписывающееся в наши края. Как они называли сами себя – пока загадка. Геродот дал им имя Меланхлены, что у эллинов означает «Чёрные плащи». А ведь в названии любого народа со временем выкристаллизовывается наиболее характерное... Любимый цвет народного костюма воронежских крестьян – чёрный. В топонимике Воронежа присутствуют «Чернолесье», «Чернава», «Чернавский мост», породивший современный городской топоним Чернавский спуск.
Черниговское княжество в своё время сформировалось из славянского племени Северян, которых тюркоязычные народы именовали Савир. А означало это слово... «Чёрный»!..
Даже беглый взгляд на карты современной Черниговской области и области Воронежской обнаруживает поразительные сходства: и у них, и у нас имеются Девица, Гнилуша, Козары, Должик, Снова... Список далеко не полон.
В слове «Чернигов» обозначение чёрного цвета присутствует на звуковом уровне. В слове «Воронеж» – на ассоциативном. К примеру, всем нам хорошо знакомое сравнительное выражение «Чёрный, как вороново крыло». Однако не стоит думать, что чёрный цвет «говорит» о каком-то угрюмом, тягостном признаке. Воронеж – светлый и сияющий город, он разнолик.
Существуют варианты образования топонима ещё более древние по происхождению. Например, от иранского «вару», что означает «широкий». А в первые века нашей эры Средний Дон нёс действительно широкие волны.
Можно вспомнить и мордовские корни, где «вар» – лес. Если же «вар» соединить с мордовским же словом «нюж», «няж», получим выражение: «Лесная защита». Ведь мордовская колонизация нашего края является одной из самых мощных. Достаточно сказать, что среди исконно воронежских фамилий одно из первых мест занимает фамилия Мещеряков – от «Мещёра».
Есть вариант тюркоязычного происхождения, обозначавший водную преграду. Из этого можно сделать вывод, кто оборонялся, а кто приходил с набегами. Для кого-то «Воронеж» являлся синонимом защиты. Для степняков означал – преграду.
Это лишь несколько гипотез, коллективными «авторами» которых стали самые разные племена и народы. Всё верно, наш Воронежский край в плане этнографии можно сравнить со слоёным пирогом или своеобразным историческим котлом. Естественно, наши предки славяне. Но за минувшие века и тысячелетия кто только не обитал и уж кто только не прошёл, пронёсся, промчался по нашим землям! Скифы, сарматы, гунны (!), алано-болгары, хазары, половцы, печенеги, татары и даже готы – народ совсем не кочевой. И каждый из них оставил свой след – в песнях, обрядах, сказаниях, топонимике. Есть у нас Рамонь и Острогожск – то, безусловно, Древняя Русь. Стоят сёла с более поздним происхождением: Московское, Мосальское, Каширское, Можайское. А есть Курлак, Тамлык, Еманча, Хворостань (Форосан), Чигла, Коротояк, Анна – память о народах кочевых.
Да только от тех народов память и осталась. Со временем в борьбе за обладание тучными землями и угодьями внушительного по территории Дикого поля столкнулись интересы русских и татар. А затем возникла крепость Воронеж – круг замкнулся.
А какая же крепость без Божиих храмов? Самым первым в новорождённом Воронеже считается Благовещенский собор с приделом Святителя Николая, он чуть ли не ровесник города. Через восемь лет в Воронеже появилась мужская обитель с собором, освящённым в честь Успения Пресвятой Богородицы. Причём Успенский собор тоже можно считать самым первым в городе. Ведь он был возведён лишь на восьмилетие позже Благовещенского – спустя четыре года после того, как Воронеж, ни разу не взятый татарами, всё же в младенческом возрасте, когда городу было всего-то четыре года от роду – погиб... и заново был отстроен лишь в 1594 году. Но это уже совсем другая история.
Игорь Маркин
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!