ДЛЯ ВСЕХ, КТО ХОЧЕТ ИДТИ ВПЕРЁД (с.2 №99, Николай Гоголь)

29.06.2020

ДЛЯ ВСЕХ, КТО ХОЧЕТ ИДТИ ВПЕРЁД

Действие Божественной Литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света – и скрыто. И если молившийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, покорный призванью диакона, душа приобретает высокое настроение. Заповеди Христовы становятся для него исполнимы, «иго Христово благо и бремя легко».

По выходе из храма, где он присутствовал при Божественной Трапезе Любви, он глядит на всех как на братьев. Примется ли он за обыкновенное теченье своих дел – в службе ли, в семье, где бы то ни было, в каком бы ни было звании – сохраняет невольно в душе своей высокое начертанье любовного обращения с людьми, принесённого с Небес Богочеловеком. Он невольно становится милостивей и любовней с подчинённым. Если сам под властью другого, то охотней и любовней ему повинуется, как Самому Спасителю. Если видит просящего помощи, сердце его более чем когда-либо располагается помогать, чувствует он больше наслаждения, с любовью даёт неимущему. Если он неимущий, то благодарно принимает малейшее даяние: растроганное сердце его теряется в благодарности, и никогда с такой признательностью не молится он о своём благодетеле. И все, прилежно слушавшие Божественную Литургию, выходят кротче, милее в обхождении с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках.

А потому для всякого, кто только хочет идти вперёд и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещенье Божественной Литургии и внимательное слушанье: она нечувствительно строит и создаёт человека. И если общество ещё не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату. А потому кто хочет укрепиться в любви, должен сколь можно чаще присутствовать – со страхом, верою и любовью – при Священной Трапезе Любви. И если он чувствует, что недостоин принимать в уста свои Самого Бога, Который весь Любовь, то хоть быть зрителем, как приобщаются другие, чтобы незаметно, нечувствительно становиться совершеннее с каждой неделей.

Велико и неисчислимо может быть влияние Божественной Литургии, если человек слушал её с тем, чтобы вносить в жизнь слышанное. Всех равно уча, равно действуя на все звенья, от царя до последнего нищего, всем говорит одно не одним и тем же языком, всех научает любви, которая есть связь общества, сокровенная пружина всего стройно движущегося, пища, жизнь всего.

Но если Божественная Литургия действует сильно на присутствующих при совершении её, тем ещё сильнее действует на иерея. Если он благоговейно совершал её со страхом, верой и любовью, то уж весь он чист. Пребывает ли он весь тот день в отправленье своей многообразной пастырской обязанности, в семье ли посреди своих домашних или посреди своих прихожан, которые суть также семья его, – Сам Спаситель в нём вообразится, и во всех действиях его будет действовать Христос; и в словах его будет говорить Христос. Будет ли склонять он на примиренье между собой враждующих, будет ли преклонять на милость к бессильному сильного или ожесточённого, или утешать скорбящего, или призывать к терпенью угнетённого – слова его приобретут силу врачующего елея и будут на всяком месте словами мира и любви.

Н.В. Гоголь. Из «Размышлений о Божественной Литургии»

Назад