ВСЕХ ЛЮБИМ (с.6 №101)
ЗАНИМАЕМСЯ САМЫМ ТЯЖЁЛЫМ: ВСЕХ ЛЮБИМ
Рождественский пост – установление церковное, для православных необходимое, для души полезное, для тела оздоровительное, для чувств и ума усмирительное. Все рассуждения о «второстепенности» иных постов, кроме Великого, есть, по сути, лень духовная и неприкрытая забота лишь о своей телесной сущности, с забвением главного: духовной жизни. Что греха таить, не только во времена нынешние начали посты, кроме основного предпасхального, игнорировать. Вспомним пушкинского «Евгения Онегина». В характеристике патриархальной семьи Лариных есть строка, содержание которой ускользает от внимания читателей: «Два раза в год они говели...». Хотя говеть надо было не два, а четыре раза в год – по числу постов. Так что, храня «в жизни мирной привычки милой старины», супруги Ларины отнюдь не были ревностными постниками. Надеемся, что всё же говели они в Великий и Рождественский посты.
Можно привести исторические и литургические ссылки, что пост наш зимний – установление древнее, Церковью принятое и богословами, начиная со святых Отцов, подтверждённое. Но эти примеры сомневающихся и отвергающих не убедят, потому рассуждаем «по-житейски»: к любому торжеству надо готовиться, а праздник Рождества Христова – это событие государственное. Любая подготовка к торжеству связана с предпраздничным ограничением собственных потребностей. Чтобы грядущий день не был будничным, надобно украсить, убрать, обновить, собрать лучшее: праздник «требует жертв». Это, так сказать, «светская» необходимость ограничений.
Для верующих людей Рождество Христово имеет (и это главное!) религиозный, сакральный смысл. И в этот период тело отдыхает от скоромного, прежде всего, для того чтобы душу легче было «скребком покаяния» очистить. Тут ведь взаимосвязь прямая: каждый из нас прекрасно знает, что после вкусной, насыщенной яствами трапезы молиться несподручно и трудно, совсем на иное тянет. Так что усмирять плоть надобно, чтобы желание молитвослов раскрыть присутствовало. Посту телесному без поста духовного – грош цена. Считается, что душевное бездействие – куда больший грех, нежели несоблюдение поста. Встречать же Вторую Пасху (а именно так в православной среде Рождество именуется) лишь похудевшим, без «паче снега убеленной» [Пс. 50] собственной души – перед Младенцем-Христом стыдно.
Итак, постимся, молимся, каемся, причащаемся и занимаемся самым тяжёлым: любим всех вокруг. Даже тех, кого терпеть не можем. Как полюбить? Тут одинаковых советов нет, потому что мы все разные и неповторимые.
В бытность настоятелем сельского прихода заметил я, что моя прихожанка со своим соседом, тоже верующим человеком, здороваться перестала и никакого общения с ним не поддерживает, хотя раньше такого не замечалось, они даже в храм на пару ходили. Спросил я у нее: – Что случилось? – Да вот, три ведра песка у меня занял и не отдаёт. – Так вы простите его, пост на дворе. Прощать надобно...
Через неделю заметил, что противостояние продолжается. Решил вновь узнать, в чём дело: – Простили соседа-то? – Простила, батюшка. – Так почему же не разговариваете? – Так он песок мне не отдал...
Вот здесь сущность нашего неумения прощать и зарыта. Необходимо не галочку поставить в собственной душе, что простил, а забыть всё то, за что обижался. Старец оптинский преподобный Варсонофий говорил, что для умения прощать нужно стремиться своему обидчику что-то хорошее сделать. Доброе дело лёд неприязни растопит и общий язык найти поможет.
Для меня примером такого «доброго дела», наверное, навсегда останется поступок молодой женщины, живущей вместе со свекровью. Свекровь у невестки была хоть и верующим человеком, но с характером неуживчивым, своенравным и непреклонным. Если что-то в жизни молодых в её понимание не укладывалось, то тут же следовали категорические оргвыводы, где главным виновником всегда определялась собственная невестка.
Спорить было бесполезно, доказывать свою правоту – себе же во вред. Выход молодой семьёй был найден оригинальный и убедительный. В комнате, где жили молодожёны, появилась украшенная дорогой рамкой старая фотография сварливой свекрови с её покойным мужем. До того хранился этот покрытый пылью времени портрет конца 1950-х годов на комоде... Невестка в тот же день перешла в категорию «любимых», все стенания о её «лености» и «непутёвости» были забыты. И каждый вечер на скамейке в палисаднике и по воскресеньям в храме суровая свекровь с гордостью говорила о доброй невестке.
Быть терпимым к близким, доброжелательно относиться к окружающим, стараться замечать в них, прежде всего, положительные черты обязательно приведет к доброму результату. Время поста к этому располагает.
Величие, чистоту и святость в Рождественском вертепе увидеть в полноте лишь ясными глазами возможно, а они такими бывают, когда в них нет злобы.
Обратите внимание на глаза детей, когда они рассматривают сделанные к Рождеству изображения вертепа. Детвора нынче картинками, игрушками и играми не обижена. Цветным, красивым и броским их не удивишь, но перед яслями Младенца Христа со стоящими рядом Девой Марией, Иосифом, коровой и ягнёнком они замирают... Вот здесь во всей полноте и понимаются слова Спасителя «приведите детей ко Мне» и «будьте как дети». Впадать в детство не призываю, но убрать «шоры греха» с собственных глаз и сердца во время поста вполне возможно.
Говорят, что молодым человеком можно считать себя до тех пор, пока ты можешь сказать себе: «Завтра начинаю жить по-другому!» А то, что время поста всегда располагает к избавлению от дурных привычек и прихотей, несомненно. Бросить курить, прекратить употреблять спиртные напитки, выключить, в конце концов, телевизор с его пустыми и бесконечными развлекательными программами... Пост этому способствует, потому что он связан со стремлением к чистоте души, мыслей и поступков.
По сайту: https://www.pravmir.ru
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!