О СВЯТОСТИ И СВЕТЕ (с.8.№105, Фазиль Ирзабеков)

01.01.2022

 О СВЯТОСТИ И СВЕТЕ

Вслушаемся в слово «святой» – как сродни оно слову свет! Причём не в одном только нашем языке. И это не только и не столько поэзия, сколько запечатлённая самим языком истина. Вспомним знаменитую беседу преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым о смысле христианской жизни. По свидетельству Николая Александровича – «служки Божией Матери и преподобного Серафима», как он себя называл, и благодаря которому мы являемся свидетелями замечательного откровения величайшего подвижника нашей веры, преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского Чудотворца – лесная поляна, на которой они беседовали, наполнилась невообразимым благоуханием, а лицо преподобного просияло таким неземным светом, что глазам его собеседника стало невозможно взирать на святого старца: «Отец Серафим взял меня за плечи и сказал: «Мы оба теперь в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?» Я отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз Ваших молнии сыплются. Лицо Ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!»... Представьте себе в середине солнца – лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи. Но не только рук этих не видите – не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и меня, и великого старца...».

Да и многих других святых отшельников люди, искавшие у них утешения в скорбях, находили, как известно, по тому дивному свету, что озарял по ночам укромные места их подвижнического обитания. Печальный парадокс заключается в том, что очевидное для одних совсем не обязательно становится таковым для других. А потому многим невдомёк смысл, заключённый в словах одной из утренних молитв, обращенных ко Христу: «Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая...».

В одном из писем прочёл любопытное: «Посмотрел Вашу передачу на телеканале «Моя радость» про слово «святой» – и вспомнил, что слушал сочинение чешского композитора Леоша Яначека «Глаголическая месса», написанное на чешском языке. И там часть «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф» звучит как «Свет, Свет, Свет...». Помню, удивлялся, думал, может, там другое слово вместо «Свят» имелось в виду... Значит, у них это слово так и звучит: «Свет».

Достойно внимания, что слово «просвещение» во времена Екатерины II приобрело в России совсем иной смысл. Новоявленными кумирами российской знати становятся в ту пору известные французские философы и писатели Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и Франсуа Вольтер, перепиской с которыми так гордилась наша тогдашняя императрица. И это их имена начертают на своих знамёнах французские бунтовщики в стремлении положить конец христианской Европе, посягнув на установленный Богом миропорядок. Это они, ученики «великих французских просветителей», будут свергать королей и рубить им головы на потеху черни. Случится непоправимое, что в своё время отзовётся кровавым эхом и в нашем Отечестве – тягчайшим злодеянием цареубийства прервётся генетическая преемственность высшей российской власти.

А в это время вдалеке от буйно помешанного Парижа в чистых снегах тихого Сарова денно и нощно будет молить Царицу Небесную о помиловании России святой старец Серафим, смиренно именующий себя убогим. Тысячу дней и ночей коленопреклоненно стоя на камне, он умолял Пречистую Матерь предстательствовать пред Божественным Сыном, дабы отвести от народа русского эту страшную заразу – революцию. И пусть на одно столетие, но – вымолил...».

Василий (Фазиль) Ирзабеков, из книги «Русское солнце. Новые тайны русского слова»

Назад