НАШИ ПОСТУПКИ И ВЕЧНОСТЬ (с.17 №106)

14.02.2022

НАШИ ПОСТУПКИ И ВЕЧНОСТЬ

Есть в «Евангелии от Матфея» грозная и очень полезная для всякого нашего современника Притча о неводе [Мф. 13, 47-48]. Она – и напоминание, и предупреждение, и обетование...

«Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» [Мф. 13, 47-48]. Всех зовёт к Себе Господь, всякого рода людей – хороших и не очень хороших. Мы находим здесь ту же мысль, что и в Притче о плевелах и пшенице: Бог долготерпелив по отношению к грешникам, Он даёт им время. Меня, первого из них, Бог терпит и продлевает мне жизнь. Но это долготерпение Божие ни в коем случае не может означать попустительство моей расслабленности, лености, безразличию...

Послушайте, что далее говорит Христос: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубовный» [Мф. 13, 49-50]. Предупреждение чрезвычайной важности! Любовь Божия непримирима ко злу. Только что Христос говорил о радости, а теперь – о плаче и о скрежете зубов! Мы слишком склонны забывать, что будет Суд Божий. Наши поступки не могут быть нейтральными – они уготовляют нашу вечность.

«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается» [этот кондак поётся после Шестой песни Великого покаянного канона св. Андрея Критского]. Любовью Своею Христос заранее прозревает всё, что будет, и хочет предупредить нас о смертельной опасности, чтобы мы поняли, как высока ставка нашей жизни.

«И спросил их Иисус: поняли ли вы все это?» [Мф. 13, 51]. Это самый главный вопрос. Не прячется ли где-то в уголках моей души нежелание всё это понять? Не бывает ли таких ситуаций, которые мы хотели бы разрешить не особенно по-евангельски?

«Они говорят Ему: так, Господи!» [Мф. 13, 51]. Да будет дано и нам ответить «да» замыслу Божию о нашей жизни. Но даруй нам, Господи, силы хранить верность Тебе до последнего дыхания, до того дня, когда откроется в свете Твоем, что есть доброго и что есть худого у нас, восклицает протоиерей Александр Шаргунов.

В этой Притче, поясняет архиепископ Аверкий Таушев, море – это мир, вселенная; невод – учение веры, рыбари – апостолы и их преемники. «Невод» евангельского учения собрал воедино всякого рода людей: добрых и злых, праведников и грешников, варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников...

Под образом берега и разбора рыбы подразумевается окончание земного века и Страшный Суд: «когда невод наполнится» (образ конца времён), тогда находящиеся в нём будут разделены – праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба, попавшая в невод, от плохой... Хорошие будут «собраны в сосуды», то есть будут приняты в Царство Небесное, а худые будут «выброшены вон», то есть останутся вне пределов Царства Христова.

«Важно отметить, пишет он, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного Суда. Царством Божиим Христос называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного».

Назад