БЕЗ ПРАВА НА ПЕРЕСДАЧУ (с.20 N107, Василий Киляков)

02.05.2022

БЕЗ ПРАВА НА ПЕРЕСДАЧУ

Судя по обилию боли, страданий и всяческих перипетий в жизни почти каждого человека, одна из главнейших целей нашей жизни – в воспитании именно воли.

Терпение и смирение – качества, о которых много говорит Церковь. Но в основе их – не податливость слабого перед грубой силой, не слепая покорность человека «судьбе» – вовсе нет. Даже напротив: терпение и смирение верующего перед Богом – следствие воспитанной, готовой уже его воли – готовой к Божьим приказам, к приятию Промысла, к отсечению своеволия – вот высота духа, величайший героизм и жизненная цель...

Ницше, Шопенгауэр, Макиавелли, иные философы и мыслители-волюнтаристы прошлого (от латинского «voluntas» – «воля») ошибались, полагая меру великой силы воли в проявленных победах человека над другими людьми. Главный же показатель созревшей воли – способность побеждать именно себя: «Победа из побед – победа над собой», по строке одного из поэтов периода европейской Тридцатилетней войны XVII века.

Но для чего Богу – волевой человек? Или это значит, что Богу нужен воин? Не генерал, не майор, а именно солдат. Но в таком случае – каковы же условия существования «там», если не мягкотелость, а именно требовательность по отношению к себе и разумная, терпеливая, упорная воля – первейшие качества, необходимые для жизни с Богом в «иномире»? Значит, отнюдь не расслабленная «беспечность» Рая ожидает нас после перехода – там, возможно, после малой передышки, продолжится наше служение, испытание на верность. И потому в «иномире» необходим сложившийся, крепкий человек. Не пугливый «нюня» – но кремень, истый воин, твёрдо верящий своему Военачальнику в духе.

Это обстоятельство хорошо понимали первые христианские святые, как и подвижники более поздних времён. Именно отсюда – тяжкий ежедневный их труд, вериги («Гнету́ гнетущего мя»), юродство, стояние на камне, бдения... И смерть, наконец – как последний экзамен на готовность к переходу в инобытие, самый жёсткий и бесповоротный, «без права на пересдачу».

Тогда становится понятно, почему самоубийство – то есть несдача экзамена, отказ, бегство с поля боя – не прощается духовным Главнокомандующим. Часовой, покинувший пост потому, что было холодно, жарко или дождливо, нестерпимо морозно или очень страшно от приближения врага, – такой солдат не годен и на следующую ступень. Ступень, ведущую к «жизни души» в иномире – можно одолеть. Но одолеет – лишь мужественный. А эта жизнь «по ту сторону», несомненно, есть, и несомненно, что бытие здесь – лишь подготовка в мир иной. Все досужие и многоумные рассуждения о том, что «мир абсурден», и ему нет до нас никакого дела, как ветру до цветочной пыльцы – наивность, нелепость, ложь. А значит, настоящая борьба – не здесь, а именно там. Именно там – бой, а здесь – лишь подготовка. И борьба «там» будет много сложнее, чем испытания здесь, раз «туда» путь – лишь избранным, достойно выдержавшим первые трудности здесь, в личном земном житии. Отсюда и вывод, что духи злобы поднебесной – вовсе не выдумка, не воздушный мираж.

Не случайно святые в Православии не единожды выдерживали духовные бои уже здесь, на земле, а потому даже и усложняли свой подвиг веры: носили вериги до крови, и держали строгий пост, и усиливали почти до непрерывности молитвенное бдение, дабы обострить внимание души, сердца, ума и разума к голосу Главнокомандующего, воспитать в себе понимание, угадывание Его Святой воли.

Василий Киляков

Назад