ДЕЛО ТРУДНОЕ, НО БЛАГОДАТНОЕ (с.8 №108, Римма Лютая)

27.12.2022

ДЕЛО ТРУДНОЕ, НО БЛАГОДАТНОЕ

Традиционный августовский Митрофано-Тихоновский крестный ход, который берёт своё начало в дореволюционной России – одно из значительных духовных событий в координатах не только нашего края, но важных и для всей Русской Земли. Ведь молитвы многочисленных святых угодников неустанно звучат в Небесах – о ней, о земле отчей, о Божьей милости и покровительстве Богородицы населяющему её век за веком православному люду.

В давние времена, как и сегодня, верующие стекались в Воронеж к августовскому дню обретения мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, а потом шли в Задонск поклониться мощам святителя Тихона. И говорят, что в те годы паломники добирались до Задонской обители за трое суток, неся на себе весь свой скромный багаж. Поскольку расстояние между Воронежем и Задонском по прямой – 84 километра, то, проходя 26 километров ежедневно, как современные воины с амуницией марш-броском в дни учений, предки наши соединяли кратчайшим способом места пребывания мощей двух святителей.

Но надо понимать, что «по прямой» – значит, по сути – «по воздуху», как если бы путник парил над всеми неровностями местности: по-над полями, лугами, речушками, степями, лесами, оврагами и прочими естественными препятствиями. В реальности-то траектория движения куда протяжённее и сложнее. А с учётом неторных дорог, непредвиденных обстоятельств, обычно приключающихся в пути, и полной неизвестности, где в ближайшие сутки удастся перекусить и переночевать, тяготы для путника увеличивались. В общем, трёхдневный срок пешему для такой дистанции – это поразительно, настолько проблематично.

Но даже трудный, с учетом некоторых дорог, путь можно одолеть, двигаясь шаг за шагом. Не случайно существует крылатое выражение, означающее, что для достижения цели важно двигаться к ней, не сдаваться, терпеливо снова и снова прилагать к тому усилия: «Дорогу осилит идущий». В Евангелии от Матфея это пожелание звучит так: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» [Мф. 7, 7]. В «Гимне щедрости» из древнеиндийской «Ригведы» [книга 10] фраза на санскрите звучит так: «Дорогу осилит пешком идущий». Не раз повторяли её путешественники, собираясь в дальний неизведанный путь и укрепляя свою решимость этим старинным мудрым напутствием, которое, по мнению многих, пришло с Востока – так же, как шли с Востока поклониться новорождённому Христу цари-волхвы. И такой своеобразный психологический «мотиватор» не устаревает. Например, в книге советского писателя Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине», изданной в Ленинграде в 1976 году, читаем: «Дорогу осилит идущий; пусть в пути ослабнут и подогнутся его ноги – он должен ползти на руках и коленях, и тогда обязательно ночью вдали увидит яркое пламя костров и, приблизившись, увидит купеческий караван, остановившийся на отдых, и караван этот непременно окажется попутным, и найдётся свободный верблюд, на котором путник доедет туда, куда нужно...».

Современный крестный ход из Воронежа в Задонск длиннее по маршруту и идёт дольше по времени, чем в давние годы: он движется не по прямой, а по асфальтированным, как правило, автодорогам, лишь иногда сворачивая на грунтовку; он заходит в отстоящие от основного пути населённые пункты, где паломники останавливаются для отдыха, организованного питания и ночёвки. Длина дневного перехода, правда, сопоставима с прежней: в первый день – 10 км по Воронежу, дальше 24 км до Старо-Животинного; во второй день – 9 км до Рамони, в третий – 25 км до села Князево, в четвёртый – 34 км из Князева до села Гнилуша; в пятый день – 15 км до стеллы «Задонск» и 3,5 км по Задонску. Шестые и седьмые сутки – пребывание паломников в Задонском монастыре и участие в праздновании дня памяти святителя Тихона Задонского.

Вот так и получается в общей сложности не 84, а 120,5 км...

Но сподобившиеся пройти сегодня это расстояние за пять дней знают, что их самые тяжёлые вещи подвезут к местам ночлега на грузовых машинах (попутным караваном...), что после полуторачасового пешего пути будет получасовой привал, а к месту его доставят питьевую воду, и что крестный ход сопровождается спецмашинами медслужбы и автомобилями добровольных помощников, которые смогут подвезти изнемогшего в пути паломника, дабы он не отстал от остальных (и найдётся свободный верблюд, на котором путник доедет туда, куда нужно...). Наверное, мы, привыкшие к благам цивилизации, стали физически слабее, и сто́ит отдать дань восхищения выносливости и целеустремлённости наших предков. А может быть, они были просто чище духовно, личностно цельнее, горячее в вере? И этот высокий и чистый дух нёс их по-над встречными препятствиями к заветной цели «по прямой» – поклониться святыне, приобщиться к ней? Кто знает.

Одним из любимейших предприятий наших благочестивых предков было богомолье, которое даже цари, князья, богатые купцы стремились совершить пешком, желая не только испросить милости и благодати Божией, но и потрудиться ради Христа, жертвуя своим телесным покоем ради Его Страстей и Крестной смерти; стремясь телесно пострадать в память «жестокого жития» святых угодников, к которым лежал путь паломника. Смиришь тело – да дух вознесется.

Многодневные шествия крестных ходов, телесный подвиг с непрестанной молитвой Иисусовой, ежедневное участие в Божественной Литургии и молебнах, отсутствие особого земного попечения о себе и о стяжании мирских благ и сегодня, как и прежде, являются для мирян благодатной возможностью пусть на небольшое время, но стать причастными духу древнего единства в вере, по сути – почти иночества, странничества в поисках Образа Божьего – и в себе, и в мире. Этим единением в вере, в трудах и христианской любви дышит Митрофано-Тихоновский крестный ход. Поддерживает идущего молитва, претерпевание физической немощи и преодоление своего «ветхого человека» в духовной борьбе, неизменно сопровождающей каждого верующего в крестном ходе. Здесь, выйдя их привычного круга жизни, он проживает за несколько суток отдельную, совершенно удивительную и благодатную жизнь, дающую духовные силы терпеть, смиряться, любить – на последующие дни. Эта жизнь учит нас покаянию и трезвому ви́дению себя.

И в этом году 20 августа, в день празднования обретения мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, от Благовещенского кафедрального собора после Божественной Литургии отправился Митрофано-Тихоновский крестный ход, который завершился в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре отъездом паломников 26 августа после участия в Богослужениях, посвящённых святителю Тихону Задонскому.

Два «ковидных» года не удавалось пройти паломникам по этому пути традиционным большим составом: действовали пандемийные ограничения. В текущем же году, когда широко праздновалось 350-летие Российского императора Петра Векикого, чьим духовным сподвижником был святитель Митрофан Воронежский, тем более, в настоящее трудное время, когда проходит военная спецоперация по защите русских земель от ограбления и подчинения их воле агрессивного «коллективного Запада», огромная необходимость в духовном единении народа и в проведении полномасштабного крестного хода была особенно очевидна. И он состоялся при большом стечении верующего народа.

Отвечая на вопрос журналиста телеканала «TV Губерния» о том, как можно охарактеризовать значимость Митрофано-Тихоновского крестного для отдельной личности и для современного общества в целом, духовник и руководитель крестного хода протоиерей Николай Бабич ответил кратко и просто: «Дело трудное, но благодатное».

Римма Лютая

Назад