ЗЕМЛЯ ЭТА ЧУДЕСНАЯ (с.6 №108, Игорь Маркин)

27.12.2022

ЗЕМЛЯ ЭТА – ЧУДЕСНАЯ

Многое значит для человека личная память. Помню, в последний день июля 2006 года к Костомаровской Свято-Спасской женской обители подошёл крестный ход, начинавший свой путь из Белогорской Воскресенской обители. Взорам крестоходцев предстали в завершение пути величественные меловые холмы и необъятный степной простор – и это был чудесный итог крестного хода. Наверное, очень похожий пейзаж увидели давней порой первые добравшиеся сюда православные люди. Когда это было, сколько минуло времени с того дня, как обосновавшиеся здесь монахи стали с меловых вершин костомаровских холмов возносить молитвы Господу? Сие теряется во мгле веков. Впрочем, согласно церковному преданию, сам апостол Андрей Первозванный, которому для распространения света христианского учения достался в жребий край скифов, был в наших краях. И, стоя на вершине горы (ныне её называют Голгофой), провозвестил, что придёт время – и место это станет одним из светочей истинной Веры.

Вершина Голгофы... У каждого человека Голгофа своя, и никто не знает, когда и с чем он приблизится к личной вершине: до неё надо ещё дойти, да и вершины и испытания у всех разные.

Кроме Голгофы, в Костомаровской обители имеется свой Гефсиманский сад. И вообще Костомаровский Свято-Спасский монастырь зачастую величают Русским Иерусалимом, соотнося эту обитель со Святой Землёй, а туристические рекламные проспекты завлекательно сравнивают Костомарово с Каппадокией. С точки зрения внешней схожести ситуация кажется несколько приукрашенной, но сто́ит лишь погрузиться во внутреннюю сущность монастыря – и сравнение выходит более чем точным и глубоким.

А ещё про Костомарово говорят, что земля эта – чудесная... Прибыли в обитель – уже чудо! Снизошла на молящегося Благодать Господня – ещё чудеснее! Узрели нечто необыкновенное, тронувшее душу – опять чудо! Речь не о том, чтобы обязательно видеть чудесное в прямом смысле, т.е. визуально фиксировать его с помощью органов зрения. Главное – прочувствовать и понять, принять чудо сердцем, душой, а уж затем – умом и сознанием. От «верю – не верю» или от «пусть мне докажут...» – ничего не изменится, выбор за каждым из нас.

Однако в Костомаровской обители на первых порах его возрождения чудеса людям являлись и зримые, причём неоднократно. Не раз и не два во время Божественной Литургии от макушек куполов пещерных монастырских храмов в небо уходили похожие на электрический разряд зигзагообразные столпы-молнии. Они были видны не только глазом – их запечатлела фотоплёнка простенького фотоаппарата-«мыльницы». Не секрет, что порой даже классная профессиональная камера не в состоянии зафиксировать то, что видят глаза человека: бывает, не положено всем что-то видеть – может, до поры. А потом – открывается.

Вот однажды паломник на память снял панораму костомаровских холмов. Когда же проявил плёнку, увидел на меловых склонах прозрачных в изображении старцев в схимонашеских одеяниях. Фотографии были доступны всем, кто посещал обитель в начале нулевых годов. Неизвестны имена тех старцев, но память о них живёт и поныне. В Свято-Спасском монастыре есть две неглубокие кельи старцев и келья столпника. Они всегда открыты – заходите, люди, кладите поклоны. Костомаровские старцы, молите Бога о нас!..

От келий старцев дорожка указует путь к следующему пещерному храму – преподобного Серафима Саровского. С момента возрождения обители в 1997 году по времени этот храм был отреставрирован последним. Летом 2000 года здесь ещё трудились рабочие – люди беззлобные, но уж больно часто выражались они нецензурно. По сути, не ругались матом, а разговаривали на нём. И вот, в один из июльских дней – из лучших побуждений! – несколько человек пораньше отправились на работу в Серафимовский храм. Открыли дверь, двое мужчин шагнули вовнутрь – и сразу же вышли в некоем смущении. На вопрос товарищей, что случилось, ответили: «Да дед какой-то сидит там и укоризненно так на нас смотрит...». После этого рабочие, вняв чудесному внушению и укоризне, более в храме не выражались. Не единожды видели в Серафимовсом храме старца и местные ребятишки из воскресной школы. Но они говорили совершенно иное, нежели рабочие: добрый дедушка сидит и улыбается нам!

Вспомним, что канонизации Серафима Саровского потребовал последний Российский император Николай II в июле 1902 года. Храм в Костомаровском монастыре, освящённый во имя великого русского подвижника и молитвенника преподобного Серафима, торжественно открыли через сто один год...

От храма Серафима Саровского дорожка тянется далее и приводит к Пещере покаяния, которую монахини называют Покаянным храмом. Во время о́но здесь в маленькой пещерной келье старец исповедовал людей. Считается, что это единственное в православном мире место, где человек может, на краткий миг оставшись в полном одиночестве, попросить Господа о разрешении своих проблем. Не исповедоваться, конечно – для этого необходим священник, а именно искренне Невидимому Богу покаяться в сердечном уединении – и просить Его о милости.

И с этой пещерой связаны чудеса. Однажды воронежская бизнес-леди решила приехать в Костомаровский монастырь. Она жаждала попасть именно в Покаянную пещеру. У сопровождавшей её паломницы женщина всю дорогу настойчиво вопрошала: а точно ли она сможет зайти в Покаянный храм одна? Видимо, ей это было очень важно. Паломница уверяла, что, если надо, они специально дождутся, когда в пещере никого не будет, и никто не помешает зайти туда без свидетелей. По приезде сопровождающая сначала отправилась по извилистому пещерному коридору сама, убедилась, что внутри никого нет, и предложила войти бизнес-леди. Та с горящей свечой шагнула в полную темноту, но очень скоро возвратилась, недовольно заметив паломнице: – Вы же обещали, что я там одна буду... – Что такое? – Да там монах какой-то в капюшоне сидит, – с досадой пояснила женщина. Паломница ещё раз отправилась в келью, где когда-то исповедовал старец – никого... Неисповедимы пути Господни, и неведомо человеку, для чего и когда встретит он чудесное в своём жизненном странствии.

Покаянным храмом заканчивается путь паломника по меловым храмам. Начинается же он от Свято-Спасского собора, где самой известной храмовой святыней является икона Божией Матери «Костомаровская». Чуть ранее её называли «Простреленная» – действительно, на святом образе зияют отверстия от шести пуль... Уже после возрождения обители эта икона мироточила, затем до 2008 года – кровоточила. В наши дни «Костомаровский» образ Богородицы находится в наземном храме, освящённом во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В пещерном же соборе – её искусный список.

Есть в монастырском соборе весьма редкий образ Феодосия Черниговского, одна из дат памяти которого отмечается 9 (11) сентября, а также икона с изображением Святого Семейства. Сёстры обители знают множество случаев, когда отчаявшиеся от невозможности иметь детей семейные пары горячо молились у иконы «Святое Семейство» – и чудо деторождения свершалось. Позже счастливые родители приезжали в монастырь со своими малышами и в великой благодарности клали земные поклоны перед святым образом.

Помогают молитвы у образа Феодосия Черниговского и у Святого Семейства и воинам. Рассказывают, однажды командир подразделения, воевавший в Чечне, перед отправкой в зону боевых действий посетил Костомаровскую обитель, где особенно усердно помолился о своих подчинённых – и позже его подразделение вернулось из сложной военной командировки, не потеряв ни единого человека.

В соборном приделе, освящённом в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии имеется разлом, вычерченный по стенам и потолку словно гигантским циркулем. Однажды горячо молившийся в этом месте инок воззвал к Богородице – и меловая стена разломилась, а из разлома явилась Царица Небесная, подбодрив монаха, просившего Матерь Божию укрепить его веру...

Так что Костомаровские горы чудесны, и чуден стоящий здесь монастырь Святого Спаса. Здесь – и плоть, и дух, общие для двух других пещерных православных обителей Воронежского края: Дивногорского Свято-Успенского монастыря и Белогорского Воскресенского. И несомненно, Костомаровский Свято-Спасский – живая равновеликая составляющая этого монастырского триединства.

Игорь Маркин

Назад