ВЕЛИК И СИЛЕН БОГ ПРАВДЫ (с.16 №109, И. Маркин)
ВЕЛИК И СИЛЕН БОГ ПРАВДЫ
В ноябре 1812 года императором Александром I был издан Высочайший благодарственный Манифест русскому народу. Опубликованный сначала в столичных, а затем и в ряде провинциальных газет, этот важный государственный документ стал ярким примером выражения народного единства и сплочённости перед общей и грозной бедой – нашествием Наполеона.
Поводом для написания Манифеста стала победа русских полков в сражении у города Красный, состоявшемся 3 (15) – 6 (18) ноября 1812 года.
В ходе Отечественной войны под этим небольшим городом на Смоленщине дважды встречались в военном противостоянии противоборствующие стороны. И если в августе 1812 года здесь произошёл арьергардный бой отдельных частей, то глубокой осенью у Красного сошлись основные силы Русской Армии и «Великой армии» Бонапарта. Битва длилась четыре дня и закончилась тяжёлым поражением французов. Хотя Наполеону удалось выйти из окружения и избежать полного разгрома, сражение показало, что враг, по большому счёту, обречён. После сражения под Красным многоплеменная армада уже бесповоротно побежала с наших земель.
Впереди ещё предстояли военные походы, бои и сражения, но стало ясно, что Россия не только воюет, но и возвращается к мирной жизни. К своим очагам потянулись беженцы, возобновилась торговля, крестьяне повезли свой давно собранный урожай не только в армию и в ополчение, но и на ярмарки. Страна подводила итоги разора, оплакивала умерших и с надеждой следила за боевыми действиями на Западе, желая скорого завершения Отечественной войны 1812 года.
Высочайший Манифест был издан Государем императором Александром Павловичем не по итогам сражения под Красным, но в его начале, что говорит о полной уверенности в исходе не столько самой битвы, но войны в целом. Изданный Манифест Александра I, именовавшегося, притом, «Благословенным» – обращение ко всему русскому народу. Он и читался для народа. Эффект, им произведённый, был очень велик. Как, впрочем, велика и наша Родина.
Для особо забывчивых напомним полный титул императора, обратившегося к великому народу великой страны с Манифестом: Александр Первый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский и Подольский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Корельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новгорода Нижнего, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всей Северной страны Повелитель и Государь Иверский, Карталинский, Грузинской и Кабардинской земли, Черкасских и Горских Князей, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голштинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая.... Кроме того, с 1808 года Александр I – Великий князь Финляндский, а с 1815 года – ещё и Царь Польский.
В Манифесте говорится о том, что Россия ни в коей мере не хотела войны, но неприятель упорно не желал слушать пока ещё мирных предложений. «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим...», – это слова известной песни совсем из иной эпохи. Но применить их можно во все времена, пока есть Россия и есть её многочисленные недруги.
Разглагольствуя о мире, на деле враг заострял оружие. В составе Бонапартовых частей и соединений, кроме собственно «детей Великой французской революции», границы России пересекли полки многих европейских держав. Сколько их было, подобных вторжений, когда Россия принимала на себя удар «двунадесяти языков»?
В ту пору направляемые Наполеоном войска принесли в наше многострадальное Отечество убийства, пожары и опустошения. Сожжены завоевателем были города и сёла, повсюду – разбой, грабёж и насилия. Заполыхала Москва, подорван Кремль, поруганы Божии храмы и алтари Господни...
Те, у кого злые помыслы и ожесточённые сердца, во все времена завидовали России, боялись и ненавидели её. Они не могли, да и по сей день никак не могут успокоиться при виде процветания и благоденствия Русской Земли. И тогда ход шли все средства: льстивые и ложные обещания, тайное расшатывание Российского престола, тлетворные обольщения народа...
Опьянённый первыми военными успехами, враг зарвался, слишком далеко зайдя в своих помыслах и деяниях, ...однако понял это слишком поздно. «Ты сер, а я, приятель, сед...», – в персонажах басни Ивана Андреевича Крылова «Волк на псарне» легко угадать Наполеона и М.И. Кутузова: заявился волк на псарню, да только вышло ему это боком.
А вот как о великом противостоянии говорится в Манифесте: «Велик и силен Бог Правды! Стеснённый со всех сторон храбрыми Нашими войсками и ополчениями, почувствовал он /враг/, что далеко дерзкие стопы свои простёр, и что ни грозными силами своими, ни хитрыми соблазнами, ни ужасами злодейств, мужественных и верных Россиян устрашить и от погибели своей избавиться не может». Французов выкинули из Москвы, им нанесли несколько ощутимых поражений. Сама природа в виде лютой непогоды восстала против захватчиков. А ещё – весь Русский народ! Враг побежал, оставляя артиллерию, бросив на произвол судьбы свои обозы и раненых. Так праведный Гнев Божий карает всех, кто покушается на Его Святыни. «Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой», – строки из бессмертного стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова повествуют о Бородинском сражении, но их можно смело вписать в любой эпизод того Великого противостояния.
Император Александр сердечно благодарил Бога – Источника всех благ и Подателя всего сущего, и от лица всего Отечества выразил признательность не только воинству, но и всем истинным сынам России: дворянству, купечеству, священству, мещанам и крестьянам.
Наш народ отдавал последнее, что имел, возлагая всё на алтарь победы над супостатом. Вот, к примеру, как сказано о народном ополчении: «Твёрдая грудь их и смелая рука с такою же неустрашимостью расторгала полки неприятелей, с какою, за несколько перед тем недель, раздирала плугом поля». Кстати, М.И. Кутузов весьма лестно отозвался и о Воронежском ополчении.
То же самое говорится и о крестьянах: «Вооружась и поклявшись перед Святым Евангелием не выдавать друг друга, с невероятным мужеством оборонялись и нападали на появляющегося неприятеля, так что многие тысячи оного истреблены и взяты в плен крестьянами и даже руками женщин, будучи жизнью своею обязаны человеколюбию тех, которых они приходили жечь и грабить».
Заканчивается Манифест знаменательными словами: «Между тем почитаем за долг и обязанность сим Нашим всенародным объявлением изъявить перед целым Светом благодарность Нашу, и отдать должную справедливость храброму, верному и благочестивому народу Российскому».
Изданный в ноябре 1812 года Высочайший Манифест явился своеобразной эстафетой в цепи исторических событий, в которых решались судьбы России. По меткому выражению исследователей Куликовской битвы, на смертный бой пришли дружины разрозненных княжеств, а вышел Русский народ.
24 мая 1945 года на торжественном приёме в честь командующих войсками Красной армии, состоявшемся в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, И.В. Сталин произнёс тост: «За русский народ!».
«Великий дух и непоколебимая твёрдость всего народа приносят ему незабвенную славу, достойную сохраниться в памяти потомков» – а это уже из Манифеста Императора Александра Первого, Благословенного.
Игорь Маркин
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!