ИСТОЧНИК ВОЗВЫШЕННОЙ РАДОСТИ (с.18 №111, архим. Иоанн /Крестьянкин/)

24.03.2023

ИСТОЧНИК ВОЗВЫШЕННОЙ РАДОСТИ
25 апреля – Радоница, день поминовения усопших

Из врачебной практики от людей отнюдь не религиозных (как врачей, так и самих переживших состояние временной смерти), известно, что многие из них из личного опыта достоверно знают, что после смерти существует жизнь. Врачи-психиатры, которых заинтересовали рассказы «вернувшихся с того света» людей, произвели записи опрошенных ими (порядка 150-200 человек в разное время в разных местах и странах). Рассказы опрошенных и пожелавших поделиться пережитым ими необычным состоянием очень сходны.

Все говорят, что, умирая, ощущали какое-то раздвоение в себе, видели своё тело, наблюдая за ним как бы со стороны. Что встретились почти сразу после отделения от тела со своими умершими ранее знакомыми и родственниками и – ощущали присутствие некоего Света. И самое глубокое впечатление у переживших состояние смерти оставляет встреча с Существом Света, о котором говорится во всех описаниях. Речь идёт о свете то мягком, то сияющем. Даже если блеск его становится максимальным, он не ослепляет и не мешает наблюдать окружающие события. Люди, видевшие его, уверены, что речь идёт именно о «Существе», от коего исходит тепло, любовь и притяжение, которые невозможно передать словами. Хотя описания этого светящегося Существа во многом совпадают, различные люди определяют его по-разному. Христиане называют его Богом и Христом, евреи – ангелом, а неверующие – Светящимся Существом.

С этим Существом как бы происходит разговор без произнесения слов. Спрашивается: готов ли человек умереть? И перед человеком молниеносно, как в кино, проходит вся его жизнь. По рассказам складывается впечатление, что все моменты жизни встают перед глазами мгновенно и одновременно. И, вместе с тем, отчётливо различаются отдельные их детали. Переживание всех минувших и уже забытых событий испытывается так сильно, что вернувшиеся к жизни в течение нескольких дней находятся под его впечатлением. По их рассказам о пережитом опыте ясно, что они были не готовы к смерти по тем или иным причинам и потому вернулись продолжить земную жизнь.

В описаниях момента отделения души от тела тоже много общего. Все пишут об ощущении почти молниеносного прохождения через какой-то коридор или тёмное длинное пространство, вроде трубы или туннеля. «Моё существо, – пишет один молодой человек, – дух или душа, называйте это как угодно, вышло из тела. Оно имело какую-то плотность, но не в физическом смысле слова, а, скажем, в виде облака». А в другом письме: «Это было другое тело, и даже не тело. Я чувствовал себя как бы в прозрачной оболочке или в сгустке энергии»...

Все говорят, что отделившаяся от тела душа всё видит, слышит, наблюдает за действиями врачей, старающихся вернуть тело к жизни – но не может никак обнаружить себя и ничем проявить, не может сообщить окружающим, что не надо стараться вернуть человеку жизнь, потому что в новом состоянии ушедший из жизни чувствует себя лучше, чем в теле. И многие говорили именно о том, как им не хотелось возвращаться назад.

О загробной жизни душ мы знаем и из других источников. Это явления душ умерших, которые по Промыслу Божию совершаются для известной цели. Они бывают и людям спящим, и наяву. И из Святого Евангелия (Притча о богатом и Лазаре) известно не только о не прекращающейся жизни после смерти тела, но и о различных судьбах людей в загробном бытии.

По многим причинам можно понять необходимость телесной смерти для падшего человечества. Смерть тела не «нелепа», как говорят про неё люди мира сего, а для многих – есть средство спасения от духовной гибели. Ведь то, что в обыденной жизни мы называем «смертью», относится только к части человека (состоящего из тела, души и духа) – именно к его телесному существу, ставшему смертным после грехопадения. А главная часть человека, образ и подобие Бога – душа, и она жива всегда. Разлучившись с телом на какой-то отрезок времени (до Суда Божия), душа продолжает жить в загробном мире, правда, несколько в другой форме, в других условиях. Но при этом сохраняет индивидуальные качества человека, его личность, самосознание... Такой она предстанет на суд, где должна будет дать отчёт в своих действиях при земной жизни.

Характер и свойства принадлежат душе, а не телу. Каждая душа имеет свои естественные свойства, которые принадлежа лично ей и отличают её от других душ, от других людей. И с этими естественными личными свойствами душа переходит в загробную жизнь. С ними она войдёт и в вечную жизнь, опять соединившись с телом, в котором обитала во время земной жизни. Только и тело уже будет видоизменённым.

С наступлением смерти телесной не умрёт ни наше сознание, ни все те чувства, с которыми мы живём, и в условиях загробной жизни всё это раскроется во всей своей глубине и силе. Все те души, которые принесут с собою в вечную жизнь чистые и святые чувства: любовь к Богу, добродетель, смирение, душевную и телесную чистоту – найдут в них для себя источник возвышенной радости.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Назад