НЕ МИР, НО МЕЧ (с.16 № 112, Виктор Саулкин)

05.06.2023

НЕ МИР, НО МЕЧ...


«Не мир, но меч принëс Я вам», – предупредил Своих учеников некогда Христос. То есть: будьте готовы к защите Истины и Веры – до последней черты. И слова грозного пророчества Сына Божия век за веком подтверждаются в истории земных войн, ибо в каждой из них находим знаки противостояния Света и тьмы – отзвуки Великой Небесной битвы, бунта части возгордившихся ангелов, отпавших от Бога-Творца. Отражение выбора каждого человека – с кем ты, за что и против чего идешь в бой? – точнее всего сказывается в нравственной позиции его в дни сражений. «Худой гражданин царствия земного неблагонадежен и для Царствия Небесного», – напоминал когда-то своим современникам святитель Филарет Московский.

С началом спецоперации по защите народа Донбасса и освобождению Украины – части исторической Руси – от нацистского режима российское общество словно просветили рентгеном. Большинство наших соотечественников сердцем почувствовало, что на полях нынешних сражений битва ведëтся не только за Донбасс, но и за судьбу России в тотальной войне на уничтожение, которую Запад развязал против нас. И значит – за нами Правда, и нельзя не поддержать нашу армию. Но обнаружили себя и носители иного духа: это коллективный либеральный «смердяков», что выступил против своего же государства и раздражающего единства народа, рядом с которым им, представителям «пятой колонны», приходится жить. Выслуживаясь перед западными хозяевами, эти персонажи современной драмы поспешили заявить, что им «стыдно быть русскими». На что получили от народа ответ: «Не беспокойтесь, вы – не русские».

Почему же эти дружно «сгорающие от стыда нерусские» не замечали прежде и не видят сейчас, как каратели-националисты методично убивают мирных жителей Донбасса? Это легко объяснить: ведь уничтожение русских людей происходит по инициативе Запада, а российский либерал всегда воюет на стороне Запада.

Великие представители русской культуры не раз предупреждали об этом. Потому так поспешно осуществлялся «запрет на русскую культуру» в странах заходящего солнца. Так что особенно важно напомнить слова наших гениев именно теперь. Скажем, Федор Михайлович Достоевский ещё в XIX веке писал, что российский либерал отличается от либералов европейских особой ненавистью к собственной стране. «Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать», ибо «наш либерал – это прежде всего лакей, который только и смотрит, кому бы сапоги вычистить». В образе Смердякова великий писатель воплотил идеологию всей этой публики, что рабски преклоняется перед Западом и ненавидит собственную страну. И сегодня есть среди них те, что мечтают, чтобы «умная нация-с завоевала глупую-с»... Именно к таким обращался и Александр Сергеевич Пушкин: «Ты нежно чуждые народы возлюбил и мудро свой возненавидел». Часть нынешних смердяковых поспешила не только засвидетельствовать свою преданность «умной нации-с», но и постаралась спешно покинуть ненавистную Россию, отправившись в «цивилизованную» Европу. Хотя Федор Иванович Тютчев, поэт и дипломат, предупреждал: «Как перед ней ни гнитесь, господа, / вам не снискать признанья от Европы:/ в еë глазах вы будете всегда / не слуги Просвещенья, а холопы.». Но, увы, Россия для таких – всегда «варварская агрессивная страна», во всëм априори виноватая уже самим фактом своего существования. Так они относились и к Российской империи, и к Советскому Союзу, не изменилось ничего и сегодня.

Иван Александрович Ильин в работе «О сопротивлении злу силою» размышляет о духовных истоках зла и о христианском отношении к войне. Мыслитель пишет: «Пока в человеческой душе живëт зло, меч будет необходим для пресечения его внешнего действия – меч, сильный и в своей неизвлечëнности, и в своем пресекающем ударе. Но никогда меч не будет ни создающим, ни последним, ни глубочайшим появлением борьбы. Меч служит внешней борьбе, но – во имя духа; и потому, пока в человеке жива духовность, призвание меча будет состоять в том, чтобы его борьба была религиозно осмысленна и духовно чиста». В главе «О силе, мече и праведности» Ильин писал о псевдо-гуманизме сторонников непротивления злу силой: «Да, путь силы и меча не есть праведный путь, но разве есть другой – праведный? Не тот ли путь сентиментального сопротивления, который уже раскрыт как путь предательства слабых, соучастия со злодеем... и невинно-лицемерного самодовольства? Конечно, этот путь имеет более «спокойную» и более «приличную», менее кровавую внешнюю видимость, но только легкомыслие и злая тупость могут не чувствовать, какой ценой оплачено это спокойствие и это приличие».

И сегодня это лицемерное самодовольство оплачено ценой жизни тех, кто сражается, чтобы пресечь зло и ненависть карателей, с особенной яростью продолжающих уничтожать русский народ. Путь этих господ, выступающих, якобы, против войны – есть именно «путь предательства слабых и соучастия со злодеем».

Задумаемся над словами Ильина: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, религиозно приемлющий Бога, Его мироздание и свое место в мире, – не сопротивляться злу мечом и силою? Ответ, добытый нами, звучит несомнительно и определённо: физическое пресечение и понуждение могут быть прямой религиозною и патриотической обязанностью человека, и тогда он не вправе от них уклоняться». И далее: «Можно легко понять и объяснить, что слабый человек испугается этого пути, устрашится ответственности и не примет подвигов. Но совершенно неосновательно делать отсюда вывод, что путь того устрашившегося слабого человека, уклоняющегося от подвига и от мирового бремени, является более совершенным, духовно более верным и нравственно менее виновным». Такой человек «принимает на себя ещё и вину злодея (ибо он потакает ему и пассивно соучаствует в его злодеяниях), и несправедливость пресекающего зло (ибо он неизбежно пользуется плодами и благами его подвигов). И если он увенчивает всë это фарисейским самодовольством и осуждением, гордясь своей мнимой праведностью и переоценивая свою добродетель, то высота его нравственного облика оказывается совсем сомнительной».

Великий русский философ напоминает, что сопротивление злу – патриотический и религиозный долг человека. Безусловно, война – тоже страшное зло. И у всей России болит сердце о погибающих в боях наших воинах, о горе их родных, которое может утешить лишь Господь и Его Пречистая Матерь, о страданиях мирных жителей. Но истинность Веры и Любви подтверждается не благочестивыми речами, а способностью человека на жертву ради Христа, ради отчей земли, ради ближнего. И наши воины, сражающиеся сегодня с неонацистами, исполняют главную заповедь любви, отдавая «душу свою за други своя».

Нет ничего дороже человеческой жизни, нередко слышишь сегодня. Но из Евангелия мы знаем, что бессмертная душа – дороже. Есть высшие ценности, за которые отдают жизнь. И защищая их, не щадя своей жизни земной, герои переходят в Жизнь Вечную. Наши воины – молодые и не молодые, внуки и правнуки боровшихся с фашистской чумой и в Великую Отечественную, сегодня сражаются за будущее, в котором души детей не будут искалечены нацистской ненавистью. Они взяли в руки меч, чтобы принести мир на страдающие Русские земли. Это война – священна. И сегодня они вправе повторить слова из песни «Священная война»: «Как два различных полюса, во всëм враждебны мы. За свет и мир мы боремся, они – за царство тьмы». Бог поругаем не бывает, и победа будет за нами.

По тексту Виктора Саулкина

Назад