ДОВМОНТОВ МЕЧ (с.14 №112, Игорь Маркин)

05.06.2023

ДОВМОНТОВ МЕЧ

Скудное на краски псковское небо... Под ним – суровая мощь серых камней крепостной стены. Ей более семи веков, она неприступна и в народе получила прозвание Довмонтовой. И стена у псковского кремля, и церкви ещё тех, давних времен. И люди помнят и чтут святого благоверного князя Довмонта – небесного покровителя города Пскова.

Князь Довмонт появился на свет в Великом княжестве Литовском, и по родовитости ему принадлежало владение Нальшаны, что располагалось на северо-западе современной Белоруссии. В ту пору своей жизни Довмонт был ярым и непримиримым язычником. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц и притеснений местных князьков, нальшанский владетель покинул свою отчизну и с большим количеством подданных ушёл в Псков, где и обрёл новую родину. По выражению псковского летописца, именно здесь «дохнула на него Благодать Божия»: Довмонт вместе со своим ближним окружением принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа.

Женившись впоследствии на внучке святого благоверного князя Александра Невского, Довмонт породнился с русским великокняжеским родом. Как и святой Александр Невский, благоверный князь Довмонт снискал славу верного защитника Русской Земли. А первые боевые походы он совершил как раз против литвинов и в одном из них во главе объединенного псковско-новгородского войска разбил своего личного врага князя Герденя.

Уже через год за доблесть и христианские добродетели псковичи избрали Довмонта своим князем. Тридцать три года он правил городом, крепко стоявшим на реке Великой. Довмонт – единственный князь за всю историю Пскова, сумевший так долго прожить в согласии с неспокойным и вольнолюбивым городским вечем. За это время Довмонт прославился строгостью и справедливостью в правосудии, он щедро творил милостыню, принимал нищих и странников, покровительствовал храмам и монастырям.
В мирные дни святой князь заботился о псковичах, когда же городу угрожала опасность, храбро вёл их в бой. Обычно перед битвой Довмонт произносил слова: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Слышал я о мужестве вашем, сейчас же нам предстоит жизнь или смерть. Братья-мужи псковские, постоим за
Святую Троицу, и за святые церкви, и за своё Отечество!»

В течение многих лет Довмонт-Тимофей надёжно защищал северо-западную границу Руси от алчной агрессии корыстолюбивых и беспощадных к русским людям западных соседей.

В 1268 году князь Пскова стал одним из героев сражения при Раковоре против Ливонского ордена. И в очередной раз показал врагу, насколько грозен его меч. Страшное то было оружие для недруга русских. На его клинке имелась надпись: «Чести своей никому не отдам!» Перед Раковорской битвой в храме Святой Троицы Довмонт положил свой меч на алтарь и произнёс: «Господи Боже, призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокие мысли гордых». После чего игумен Исидор препоясал и благословил Довмонта на бой.

Битва вышла кровопролитной и страшной. В начале сражения бронированная «великая свинья» рыцарей из «полуночных земель» надвое разрубила ряды передовой линии русской рати, и только ответный удар дружины Довмонта помог сначала выстоять, а затем и обратить в бегство агрессоров Ливонского ордена, состоявшего, в основном, из датчан и немцев. После той победы князь Довмонт перед каждым сражением возлагал свой знаменитый меч к подножию храмового Святого Престола и принимал благословение духовника.

Саму псковскую крепость Довмонт, постоянно укрепляя, сделал неприступной твердыней. В память о славном защитнике города территорию за Кромом-Кремлём, огражденную Довмонтовой стеной, до сих пор называют Довмонтовым городом.

У святого радетеля «Дома Святой Троицы» Довмонта-Тимофея был ещё один благочестивый обычай: в благодарность Господу, именем Которого он постоянно одерживал верх в боях, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлём возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого побеждал врага. Первым же из них стал храм во имя Небесного покровителя князя – Тимофея Газского. Позднее в Пскове он основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Свою последнюю боевую победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой. Ливонские псы-рыцари сумели скрытно подойти к Пскову и неожиданно напали на городской посад. Внезапность помогла им захватить и сжечь пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри. С пленными иноками нападавшие жестоко расправились: основателя Снетогорской обители преподобного Иоасафа и Мирожского игумена Василия убили сразу, а семнадцать иноков подвергли зверским истязаниям и затем тоже умертвили.

Узнав о таком злодеянии, святой князь Довмонт не стал ждать, пока соберётся большое псковское войско, и с малой дружиной скоро вышел навстречу врагу. В короткой схватке он наголову разбил ливонцев и изгнал святотатцев за пределы Русской Земли.

Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей предал душу Господу и был погребён в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам, и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее».

Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего псковскую землю от врагов. И после смерти святой князь не раз защищал Псков, ведь обетования святых Божиих не имеют срока давности.
В 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите покров с гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание, и враг несолоно хлебавши отступил от Довмонтова города. После этого чудесного избавления святому князю была составлена церковная служба.

Долгое время рядом с мощами благоверного Довмонта в псковском Троицком соборе висел его знаменитый боевой меч, который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении их на престол. В наши дни меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике.

Святой благоверный князь и его супруга, в схиме преподобная Марфа (память 8 ноября), удостоились особой почести быть изображёнными на чудотворной «Мирожской» иконе Божией Матери.

Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в 1574 году. В августе 1581 года при явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками Стефана Батория люди видели святого благоверного князя Довмонта-Тимофея среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова. После этого чуда произошло общецерковное прославление Довмонта. День памяти святого благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского Православная Церковь празднует 29 мая (2 июня).

Ныне святые мощи благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском Троицком кафедральном соборе, построенном в XII столетии ещё одним славным защитником города – святым благоверным князем Всеволодом-Гавриилом.

Князья Довмонт и Всеволод не раз помогали русским воинам в защите западных рубежей Отечества. Но пробил час – и, посланные Царицей Небесной, Взбранной Воеводой Небесного воинства, оба князя встали на защиту наших восточных рубежей.

В 1640 году великое движение на Восток – «встречь солнца» – завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. В тех краях Русь столкнулась с многочисленными языческими народами. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной «Албазинской» иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической обороной, получившей такое же название – «Албазинская».

Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина в разведку по долине реки Зеи. Три года несли здесь казаки дозорную службу, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в древнюю броню и вооружённых дивными мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Благоверные князья вступили в разговор с казаками и узнали, что они из Албазина. Тогда святые князья-воины предрекли грядущее вскоре вторжение вражеских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придёт враг, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града враг не возьмёт».

И верно, несколько раз полчища неприятеля подступали к Албазину, но не сумели взять его. Чудесной помощью «Албазинской» иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск каждый раз бессильно разбивался о дальневосточную православную твердыню.

«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана современником и участником тех событий Гаврилой Фроловым в Якутске в октябре 1689 года.

Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают наши воины-защитники – святые Всеволод и Довмонт.

Игорь Маркин 

Назад