О ДУХЕ ВРЕМЕНИ (с.4 №112, прп. Иустин Челийский)
О ДУХЕ ВРЕМЕНИ
В нашей хаотической современности одно божество всё более вытесняет остальные божества, всё неодолимее навязывает себя как единственного бога, всё безжалостнее мучая своих поклонников. Это «божество» – дух времени. Перед ним день и ночь бьют поклоны жители Европы, принося ему в жертву совесть, души, жизни и сердца. Оно имеет своих фанатичных жрецов, сделавших Европу жертвенником, на котором непрестанно приносится в жертву тело её. Но этот фанатизм распространяется и на все остальные континенты, пытаясь их также превратить в алтари «бога» своего. Однако прежде, чем они смогут души всех континентов слить в бурной хвале своему «богу», поставим на испытание этого «бога», проверим его.
«Бог» их, дух времени – весьма сложен, составлен из весьма разнородных элементов и содержит в себе все противоречия современного существования: культуру и цивилизацию, философию и науку, католицизм и протестантизм, весь трагизм и весь комизм жизни. И, стремясь соответствовать духу времени, человек разбивается о камни этих непримиримых противоречий. Но самое страшное в духе времени – это систематически организованное уничтожение человеческой личности, восстание против неё. Дух времени сковывает личность самовластной тиранией, механизирует её: ты винтик в грохочущем механизме современности – вот и существуй как винтик; ты клавиша на расстроенном рояле нынешних дней, клавиатуру которого трогает дух времени – ну, и существуй как клавиша... Вот главнейшее средство, с помощью которого владычествует дух времени: от среды, от окружения якобы зависит всё, а не от личных подвигов; всё, что делаешь, делаешь не ты, а среда делает через тебя; совершишь ли преступление – виновен вовсе не ты, а среда, в которой ты существуешь. Что, будучи переведённым на язык подлинной православной искренности, означает вседозволенность: позволены все пороки, все злодеяния, все преступления, все грехи, ведь всё происходящее совершается как будто бы по неумолимым законам необходимости.
Планета наша с давнейших времён многих «богов» внесла в свой помянник; но не было ещё столь бессмысленного «бога», как дух времени нашего. В котором Европа обоготворила все болезни свои, все грехи, пороки и преступления свои. Она доказала это людоедской войной недавних дней, доказывает и не менее людоедским миром дней нынешних. Это может видеть каждая букашка, не заражённая духом нашего времени, каждый человек, ежели оком Христовым всматривается в хаос наших дней.
Время – часть Вечности; и, оторвавшись от Неё, время отбрасывается в невыносимо-отчаянную бессмысленность. Дух человеческий – часть Духа Вечности; и коли оторвётся от Него, теряет свой вечный смысл и покой человеческая личность, обретая мучения. Дух времени нашего отпал от Духа Вечности, потому мучается, рыдает и скрежещет зубами. Был он смел в изобретении ножниц, которыми отсёк себя от Вечности; сейчас же упорствует в отчаянной немощи своей и злобствует в мрачном владычестве над личностью.
Пронесите дух времени нашего через Дух Вечности – и что́ останется не покрасневшим от стыда, что́ останется от нашей культуры и цивилизации, что́ – от науки и моды, что́ – от демократии и революции? Речь не о Вечности в философском её выражении, а о живой, реальной Вечности – Вечности Богочеловеческой, Вечности, которая Личностью своей доказывает и показывает Себя, подтверждая точность и истинность слов Своих: «Я... – жизнь, жизнь вечная» [Ин. 14, 6].
До Христа Вечность была чахоточным предположением, от Христа она стала воплощённой реальностью, которую «руки наши осязают, глаза наши рассматривают, уши наши слышат» [1Ин. 1, 1]. Дух Вечности стал ощутим, как и дух времени. В Личности Богочеловека Христа время достигло органического единства с Вечностью, а значит, и своего вечного смысла. Потому Христос стал и остаётся вечным испытанием для всех времён, всех «богов», людей, вещей и явлений. Он, Христос – единственное непогрешимое испытание и для нашей современности и духа нашего времени. Проверенный Им и оценённый, дух времени нашего оказывается слишком человеческим: человеком живёт, дышит и хвалится – человеком, а не Богочеловеком. В этом основа трагизма: дух времени нашего в обожании человека доходит до человекомании, а Дух Вечности оказался оплёван и почти изгнан из общественной жизни.
Похваляются «европейским человеком, таким, каков он есть»; но проверьте его, оцените через Богочеловека – и хвала превратится в позор и печаль. Говорят: «Это достойно Вечности!» – и заглядывают в глаза человеку, хвастливо и горделиво. Но повернитесь же к Богочеловеку – это из Его благих Очей светятся Вечная Истина и Жизнь Вечная... Не похваляйся человеком и временем, ибо пеплом похваляешься, и гноем, и смрадом. Смысл человека в том, чтобы соединиться с Богочеловеком; смысл времени – в том, чтобы переплавиться в Вечность.
Нам постоянно предлагают дух времени взамен Христа, мелкие относительные истинки взамен абсолютной Истины и Вечности.
Но скажите: чем вы замените Христа? Собою ли? – Сравните себя с Ним. Человеком ли? – Докажите, что человек безгрешен, бессмертен и вечен. Приобретением ли каким? – Докажите, что его моль не побьёт и ржа не попортит. Гнилостен наш «европейский человек»: не безумие ли возводить на нём, как на фундаменте, здание счастья человеческого? Вечен Богочеловек, вечен и незаменим: не безрассудно ли желать Его заменить лишь бы кем-то и чем-то временным? Основа человека – прах и мелкие заботы; основа Богочеловека – Небо и Царство Небесное: «Ищите же прежде Царства Божия и Правды Его, и это всё приложится вам» [Мф. 6, 33]. Два пути нам предлагается: путь духа времени и путь Духа Вечности – Духа Христова.
Дух времени – изощрённый соблазн нынешних дней; под этой маркой продаётся фальсификат прогресса, просвещения, цивилизации, культуры. Поэтому сегодня – более, чем прежде – нужно иметь дар «различения духов» [1Ин. 4, 1] – дар православный, подвижнический, чтобы с ним человек несоблазнённый мог пробиваться сквозь ужасный хаос нашей современности, Духом Вечности проверяя дух нашего времени.
Явно и тайно дух нашего времени проповедует людоедство – «культурное» людоедство, которое имеет своё оправдание в науке, в её утверждении «борьбы за самосохранение». Человек при этом – только средство, пища для персоны более сильной физически и психически. Раз всё относительно, то и человек, стало быть, тоже относителен. Но Дух Христовой Вечности учит: человек вечен, и личность его имеет вечную ценность – он не может быть ничьим средством, кроме как Божиим. Лишь Богочеловек вправе оценить человека последней ценой; никто же из людей не имеет права даже наихудшего человека сделать средством своего самосохранения.
По духу времени – будь гордым; по Духу Вечности – будь смиренным. В соответствии с первым, главное – быть довольным собой; в соответствии со вторым, основное достоинство – быть не само довольным, а верным Христу. Живущий духом времени смотрит лишь на то, что видимо – и временно; а тот, кто живёт Христом, смотрит на невидимое, то есть вечное. Посему для первого всякие заботы тяжелы, а для второго – легки [2Кор. 4, 17-18].
Сквозь потрескавшуюся кору времён, сквозь трещины пространства Христов человек видит то, что Богочеловечно, находясь в недолговечной обители тела своего – движется к дому вечному, нерукотворному, Богом созданному на Небесах. Желая более всего облечься в своё небесное тело, когда жизнь поглотит смертное [2Кор. 5, 1-4]. Время бессмысленно – пока не крестится оно Вечностью; человек – пока любовью не свяжет своё сердце с Сердцем Господа. Время – переход к Вечности; Вечность – море, в которое впадает река времён...
Христов человек уже здесь, на земле живёт Христом – и потому «имеет жизнь вечную» [Ин. 5, 24]; сквозь смертность он устремляется к бессмертию, сквозь горечь – к блаженству, сквозь время – к Вечности. Он борется за жизнь вечную, к которой и призван. Борется верой, любовью, правдой, набожностью, терпением, кротостью, состраданием, милосердием [1Тим. 6, 10-12]. Это путь Богочеловеческий, в отличие от пути человеческого.
Сейчас настал крайний срок изменить критерии: не человек – мера всех вещей, а Богочеловек; не временем надо мерить Вечность, а время – Вечностью; надо Богочеловеком мерить, а не наоборот; не Небо – землёй, а землю – Небом; не Разум Божий – умом человеческим, а ум наш – Разумом Божиим. Дух времени следует подчинить Духу Вечности.
Христос центр жизни перенёс из времени в Вечность. Но и по прошествии двадцати веков в Нём воплощён наиболее решительный протест против духа нашего времени, против «князя мира сего» [Ин. 14, 30]. Мир настолько удалился от Бога, что им овладел князь тьмы, князь зла, дух гнева и противления. Богоборчество, Христоборчество – жить по духу мира сего, который действует в сынах противления [Еф. 2, 2]. Сыны противления противятся Вечности, Богочеловеку и существуют по духу мира сего – духу времени, которое восстало против Вечности. А сыны Божии, сыны Христовы живут по духу Христовой Вечности, по духу мира горнего, Небесного, их сердца там, «где ни моль, ни ржа не истребляют, ни злые духи не подкапывают и не крадут» [Мф. 6, 19-21]. Потому на Святой Литургии мы произносим: «Горе́ имеем сердца»!
Если дух мира сего перестанет быть органической частью Вечности, он станет гробницей, запечатанной семью апокалиптическими печатями, которые никто, кроме Агнца Божия, распечатать не сможет. Живущий по духу мира сего оказывается в удушливой гробнице, из которой лишь Христос может вывести, воскресить и посадить на Небесах одесную Отца [Еф. 2, 5]. Богочеловек «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» [Гал. 1, 4], и дал нам путь спасения от духа времени сего века.
Христос «победил мир» [Ин. 16, 33], и мы, побеждая Им и через Него дух лукавого мира, становимся людьми не от мира сего, перерастаем мир и врастаем в Христову Вечность. Мир – то, что нужно одолеть Горним миром. Дух времени нашего – то, что нужно одолеть Богочеловеком. Люди Христовы суть от Бога, и они побеждают мир, потому что «Тот, Кто в них, больше того, кто в мире» [1Ин. 4, 4].
Современные христиане в испуге от атеизма и анархизма, от войн и революций опасаются бороться с духом времени – не потому ли, что потеряли чувство, что Христос, Который в них, больше духа зла, который в мире? Но сейчас настал срок православным облечься во всеоружие Божие [Еф. 6, 11], чтобы устоять против лукавства мира сего, всю душу свою пробудив молитвой и постом. Пробуждённые же пусть возьмут шлем спасения и меч духовный – Слово Божие; и пусть Богу молятся духом непрестанно, со всяким постоянством.
Такую борьбу вели Христос и апостолы, мученики и подвижники, святители и праведники. Они шли богочеловеческим путём Христовым – и смогли победить дух мира сего: они всё временное сделали вечным, всё человеческое – Богочеловеческим; они и души, и тела, и чувства свои сделали бессмертными, нетленными, вечными. Они всегда жили по духу Вечности, никогда – по духу времени, и они оставили нам одно завещание: живите всегда Богочеловеком и духом Вечности, никогда – духом времени.
Преподобный Иустин (Попович), Челийский
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!