КАЖДЫЙ ПО ВЕРЕ ПОЛУЧИТ ПРОСИМОЕ (Римма Лютая - с.22 №113)

21.09.2023

КАЖДЫЙ ПО ВЕРЕ ПОЛУЧИТ ПРОСИМОЕ
15 июля – день празднования «Ахтырской Козельской» иконы Божией Матери.

В Антониевском храме нашем в потаённой тишине вот уже несколько лет пребывает чудная святыня – «Ахтырская Козельская» икона Божьей Матери, по обету переданная в дар храму одной из его прихожанок, прадед которой, Василий Алексеевич Жиров, регент Преображенского собора в Павловске Воронежской области, долгие годы был её хранителем. Близко знал он и митрополита Калининского и Кашинского Алексия (в миру Виктора Александровича Коноплёва), памяти которого посвящён публикуемый в этом номере нашего издания рассказ Александра Орлова «Время тишины».

В этом году минуло 155 лет с момента первого обретения «Ахтырской Козельской» иконы Божьей Матери. Пришло время нарушить тишину и объявить о местонахождении её и поведать удивительную историю этого первого обретения святыни. О том же, что предшествовало передаче святыни в наш храм, мы будем рассказывать в очередных номерах «Вестника Антониевского храма».

Во второй половине XIX века в Вознесенском храме города Козельска произошло явление чудотворной «Ахтырской Козельской» иконы Пресвятой Богородицы.

Один из иноков Оптиной Пустыни весной 1868 года заболел воспалением лёгких. В критическую минуту развития болезни, в ночь на 21 мая, Господь сподобил его в тонком сне, как бы в болезненной забывчивости, увидеть следующее: два мужа (первый дал понять, что он – великомученик Георгий, второй походил на изображение святителя Николая) подняли инока как бы в вихре на воздух, пронеслись по воздуху и поставили в долине близ Козельска на холме. Обратив его внимание на то место, где высилась группа из трёх церквей: Николаевской, Георгиевской и Вознесенской, явившиеся в видении мужи указали на чуть видное здание, имеющее форму старинных башен, какой и была колокольня Вознесенского храма до 1870 года, и на стоящую как бы на воздухе близ указанного здания небольшого размера икону. Именовавший себя Георгием сказал: «Это «Ахтырская» икона Божией Матери. Хочешь быть здоров – отслужи перед ней молебен Богоматери!» Инок дал обет отслужить молебен пред «Ахтырской» иконой Богоматери, находящейся в Казанском монастырском храме, а со временем отыскать святую икону, указанную в видении. Обет он дал, но сразу не выполнил. Поэтому сначала он стал, было, быстро выздоравливать, но вскоре болезнь вернулась с такой силой, что всем стало казаться, что минуты жизни его сочтены. В это тяжкое время инок вспомнил о видении под 21 мая и открылся своему духовному отцу. После этого по просьбе его 6 июня икону стали разыскивать два козельчанина. Они сначала осмотрели Николаевскую и Георгиевскую церкви, но ничего в них не нашли, потом пришли в Вознесенскую церковь и в сопровождении священника и церковного старосты обследовали её внутри, но никакой иконы не обрели. Священник вспомнил, что на чердаке храма есть некоторые старинные иконы. Но и там не нашли иконы и уже хотели уйти. В эту минуту священнику пришла мысль заглянуть под балку, лежащую перед самым входом с чердака на колокольню. Опустив туда руку, он нащупал небольшого размера икону, которая и была «Ахтырской» иконой Божьей Матери. 7 июня был отслужен молебен пред обретённым образом Богоматери. Вода, которой омыли святую икону, была переслана больному иноку, а 8 июня принесен был в его келью и святой образ. Больной узнал в нём икону, показанную ему в видении, и очень скоро выздоровел.

Эти события так описаны в келейных записках оптинского старца Варсонофия: «Рассказывал мне бывший игумен Мещовского монастыря отец Марк, живущий ныне на покое в Оптиной Пустыни: “Помню, это было, кажется, в 1867 году. Был я сильно болен и не чаял, что поднимусь. В это время жил я в Оптиной Пустыни. Вижу однажды, как бы в тонком сне, будто стою на поляне, что около Козельска и против трёх церквей. Восходит солнце. С правой и с левой стороны стоят подле меня какие-то существа. Замечаю, что солнце, видимое мною, есть икона, стоящая на чердаке Вознесенской церкви. На вопрос мой к тому, который стоял около меня с левой стороны, кто он, тот ответил: “Я – Георгий! Икона, видимая тобою, есть икона «Ахтырской» Божией Матери”.

Проснувшись, я передал об этом отцу Амвросию. Начались поиски по всем церквам Козельска, но иконы «Ахтырской» Божией Матери нигде не находили. Искали и в Вознесенской церкви. После долгих и безуспешных поисков священник той церкви отец Димитрий открыл сию икону на чердаке церкви, лежащую в пыли и в мусоре. Святая икона была тогда же принесена торжественно в Оптину Пустынь, а я, приложившись к ней после молебна, получил облегчение от недуга и вскоре выздоровел совершенно”. После многих чудес от сей иконы люди с верою приходили к ней».

Эту же историю пересказывает и известный писатель Сергей Нилус, который лично знал оптинского иеромонаха Марка (Чебыкина; мирское имя игумена – Михаил). Перед смертью монаха Нилус спросил у него о чуде, о котором тогда, в конце XIX – начале XX века, молва была ещё жива: «Батюшка! – спросил я, – правду ли мне говорили, что Вы как-то были тяжко больны, так что и врачи от Вас отказались? Сказывали мне, что Вы удостоились тогда видеть во сне Царицу Небесную, Которая Вам повелела послать в Козельск за Своей иконой, о которой до Вашего видения никто не знал, и исцелились? Правда ли это?

Глаза отца игумена просияли, и он ответил радостно: – Да, было!» [Сергей Нилус. На берегу Божьей реки].

Вот что интересно: чудо обретения иконы случилось незадолго до решения закрыть Вознесенскую церковь и распустить её приход, потому что к тому времени и обитель давно была упразднена, и её главный собор обветшал. Тогдашнее церковное и светское начальство равнодушно решило поставить крест на святом месте, но Божия Матерь, верят православные, этого сделать не позволила.

Мало кто знает, что в XV веке монастырь Оптина Пустынь существовал как «двойной», или «общий» монастырь, где проживали совместно монахи и монахини. В те времена это был довольно распространённый тип монастыря, на этот факт также указывают записи в синодике умерших схимонахов и схимонахинь. Одна из версий происхождения названия «Оптина» и состоит в том, что это была «Общая Макарьева Пустынь», и уже в XVIII столетии именовалась как: «Оптин монастырь Макарьевой Пустыни».

К концу XV века земли вокруг Оптиной Пустыни вошли в состав Московского княжества, а Собором русских епископов в Москве на митрополичью кафедру был поставлен Иона, тем самым Русская Церковь стала фактически автокефальной. Одним из решений Собора Русской Православной Церкви 1503 года стало решение об упразднении «двойных» монастырей и необходимости их расселения. Во исполнение решения Собора монахини Оптиной Пустыни оставили монастырь и перешли на другой берег реки Жиздры, где и основали женскую обитель. Тогда-то и был основан девичий Вознесенский монастырь. Его «сердцем» стала трёхпрестольная церковь Вознесения Господня – древнейший храм Козельска (заложен в 1620 году). Центральный алтарь – в честь Вознесения Господня, южный – в честь великомученика Георгия Победоносца, северный – в честь «Ахтырской» иконы Божией Матери. Главной святыней Вознесенской церкви является «Ахтырский» образ Пресвятой Богородицы. По преданию, Царица Небесная открыла в храме это бесценное сокровище в 1868 году. Запись о чудесном событии архимандрит Леонид (Кавелин) сделал в 1875 году на страницах «Краткой летописи Козельска». Считается, что эта многоцелебная, с неоскудевающей благодатью икона и спасла в своё время обветшавший храм от дальнейшего запустения и полного обнищания.

Козельская Вознесенская церковь (ул. Земляной вал, 4), прежде пятиглавая, была построена в первой четверти XVII века как собор женского Вознесенского монастыря. Трапезная в 1740 году соединила колокольню с храмом. Новые трёхъярусная колокольня и трапезная с Пятницким и Михайловским приделами были выстроены в 1870-1873 голах.

В 1931 году церковь была закрыта, завершия снесены, основная постройка искажена перестройками. В годы Великой Отечественной войны колокольня была разрушена попавшим в неё снарядом. В советское и постсоветское время на территории монастыря располагался козельский филиал калужского хлебозавода.

Сегодня Вознесенская церковь монастыря, которая является самым древним каменным строением Козельска, входит в список «Объектов культурного наследия федерального значения» и принята на государственную охрану. Воссоздание порушенной обители началось в июле 2015 года по благословению епископа Козельского и Людиновского Никиты.

Молятся перед иконой «Ахтырской Козельской» Божьей Матери о даровании смирения, счастья и успеха детям (икона считается покровительницей самых маленьких). Молятся перед образом и просящие о благополучном замужестве дочерей, о молитвенном покрове для сирот и вдов. А также об исцелении от лихорадки и о врачевании вообще всякой болезни.

Слава о чудотворениях новоявленной «Ахтырской» иконы Божьей Матери в XIX столетии быстро распространилась повсюду через посещающих Оптину Пустынь богомольцев и с каждым днём привлекала в бедный Вознесенский храм большее и большее число страждущих душевными и телесными недугами. И каждый из них по вере своей получал просимое. Тогда архиепископ Калужский и Боровский Григорий (Миткевич) повелел «поставить икону на благоприличном месте и отправлять молебствия по желанию приходящих». Пусть будет так впредь и в нашем храме.

Назад