ОСТАВЬ СКИТАНИЯ ПО СТРАНАМ ЧУЖИМ (№114, с.19 - свщмч. Сергий Мечёв)

23.12.2023

ОСТАВЬ СКИТАНИЯ ПО СТРАНАМ ЧУЖИМ

Полнейший отрыв от прошлого духовного церковного опыта и пренебрежение заветами Православия – вот что характерно для наших современников. И прежде всего это справедливо в отношении нашей интеллигенции, которая на протяжении целого столетия жила мечтами об общественном благоустройстве, ...но в то же время не проявляла в своей жизни личного подвига и снисходительно относилась к весьма крупным недочётам в собственной жизни – например, в семье. Нигде, кажется, не сказался столь ощутительно и не отразился столь болезненно разрыв между старым и новым поколением, между «отцами и детьми», как в нашей интеллигентской среде. Ни одна литература не имеет такого множества типов и героев из этой области жизни, как литература русская. Что это – простая ли случайность или же признак определённой духовной болезни?

Разрыв между старым и новым поколением, взаимное непонимание русских «отцов и детей» всегда были признаком глубокой религиозной немочи. На самом деле это – обратная сторона сознательного холодного равнодушия интеллигенции к прошлому церковному опыту народа, результат мучительного разрыва с церковным сознанием в умонастроении и с церковною жизнью – в поведении, знак позорного бегства из «дома отчего» – и скитания по странам чужим.

И теперь, когда так сильно сказался духовный раскол между интеллигенцией и народом – что́ делать русской интеллигенции, ка́к преодолеть то мучительное разочарование, к которому привела интеллигентская мысль при столкновении с само́ю жизнью? Когда-то великий Достоевский говорил: «Смирись, гордый человек, и прежде всего – сломи свою гордость». Хотелось бы и теперь сказать: «Оставь свои скитания по странам чужим, русский интеллигент, вернись в Церковь – в “дом Отчий”, приобщись сокровищнице духовного опыта церковного – и умудришься в своём общественном строительстве».

Но, скажут, неужели нам учиться общественному строительству – у людей духовного опыта церковного, у святых подвижников, которые ради личного спасения порвали всякую связь с обществом? Да, именно этот-то многовековой церковный опыт должен руководить нами в общественной жизни, в её основном уклоне и направлении. И, как это ни странно, мы должны и мирской жизни учиться у подвижников христианских, которые уходили от «мира».

Та святыня Православия, которая на протяжении целых столетий была сокрыта от взоров и как драгоценное жемчужное зерно сияла и хранилась в душах немногих избранников Божиих, должна быть наконец явлена миру – и должна возродить мир. И если есть какая-нибудь подлинная «общественность», то это должна быть та самая религиозная общественность, которая скрыта была доселе в глубине многовекового церковного опыта Православия. Ведь настоящими «общественниками» в мирском смысле были именно подвижники Православия, отрекшиеся от «мира». В тиши своих келий они жили подлинной общественной жизнью, невидимыми нитями духовного общения находясь в связи со всем чистым и высоким, что есть в мире, и собирая вокруг себя деятельное духовное стадо. Достаточно указать на пример святых подвижников Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Живя в пустыне, воссоздавали они в себе и в окружающих пресветлый Образ Божий, учили людей свергать с себя бремя греховное – и тем самым создавали вокруг себя новую жизнь.

Историк русского народа Ключевский говорил, что трудами пустынножителя преподобного Сергия «воспиталось дружное братство, производившее... глубокое назидательное впечатление на мирян. ...Мир смотрел на чин жизни в монастыре преподобного Сергия – и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства научали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие». Нравственное влияние Сергиева пустынножительства, «западая в массы... вызывало брожение и незаметно изменяло направление умов, перестраивало весь нравственный строй души русского человека XIV века». Подвижник-пустынник становился руководителем, духовным воспитателем и возродителем общества, то есть общественным деятелем в высшем и лучшем смысле этого слова.

Религиозная общественность, в сфере которой жили великие подвижники Православия, и представляет собою тот остов, на котором строится всякая другая общественность. И иначе она не может устоять, а непременно рушится. Именно религиозная общественность произрастает от выявления коренной основы человеческого духа – Образа Божия в человеке. С этого и должно начинаться строительство общественной жизни.

Нашей интеллигенции, оторвавшейся от прошлого церковного опыта и поплатившейся за этот свой грех, следует опытно пережить духовный подвиг: подвиг перерождения человека антиобщественного, греховного – в подлинно общественного, духовно-общественного. И именно в этом опытном переживании следует искать путей к нашему общему духовному возрождению и обновлению.

Священномученик Сергий Мечёв

Назад