ПОВОД ДЛЯ ПОКАЯНИЯ (с.13-№115)
ПОВОД ДЛЯ ПОКАЯНИЯ
«Бдите и молитесь, да не внидите в напасть», – сказано в Евангелии [Мк. 14, 38]. Пребывая на земле, человек несовершенен и подвержен искушениям. Осознавая и отслеживая это, понимаешь, как трудно избежать греха. А значит, всегда есть повод для покаяния и молитвы – то есть для личного разговора с Богом.
У шотландского учёного-библеиста Уильяма Баркли есть примечательное утверждение: «В жизни каждого человека есть два самых важных дня. Первый – день, когда он родился. Второй – когда понял, зачем живёт». В течение двадцати восьми лет будучи профессором университета в городе Глазго, Баркли преподавал там древнегреческий язык и Новый Завет. Толкования Ветхого и Нового Завета, созданные им в середине ХХ века и переведённые на многие языки, были ценимы христианами в странах западного мира, известны и в России. Учёного отличала способность находить общий язык с самыми простыми людьми, многие из которых не имели к религии никакого отношения. Полагаем, размышления его о понятии греха сегодня звучат весьма актуально. Вот о чём они повествуют.
В Новом Завете употребляются пять разных слов в значении грех.
1. Самое типичное слово – хамартиа. Сперва это слово относилось к сфере стрельбы из лука и значило не попасть в цель. Неспособность попасть в цель, промах – это и есть хамартиа; и потому грех – это неспособность быть тем, кем мы могли и должны были бы быть.
У английского писателя Чарльза Лэма (1775-1834 гг.) есть рассказ о некоем Сэмюеле Легрисе. Этот блестящий молодой человек никогда не мог выполнить возлагавшихся на него надежд. Жизнь его состояла их трёх этапов. Сперва о нём говорили: «Он чего-нибудь добьётся в жизни». Потом: «Он может чего-нибудь добиться, если захочет». И, наконец, о нём стали говорить: «Он мог бы добиться чего-нибудь, если б захотел». Эдвин Муир пишет в своей автобиографии: «В каком-то возрасте всех нас, хороших и плохих, охватывает печаль по тем силам внутри нас, которые мы не использовали как это следовало; другими словами, потому что мы не стали тем, кем должны были бы стать». Вот именно это и есть хамартиа, и именно в таком положении мы находимся. Разве все мы такие хорошие мужья и жёны, какими могли бы стать, или прекрасные сыновья и дочери, отцы м матери? Разве мы настолько безупречные работники или начальники, какими могли бы быть? И есть ли такой человек, который осмелится утверждать, что он сделал в жизни всё доброе, важное и нужное, что мог совершить?
Когда мы начинаем понимать, что нас не миновал этот грех – эта неспособность попасть в цель, неспособность сделать то, что до́лжно в той или иной жизненной ситуации, стать тем, кем мы могли бы стать и должны были бы стать по дарам, нами полученным, то становится ясно, что каждому из нас есть в чём каяться.
2. Второе слово со значением грех – парабасис, что значит переступание, преступление. Грех – это переступание линии между правым и неправым, между добрым и злым.
Всегда ли мы стоим на правильной стороне у черты, разделяющей честь и бесчестье, истину и ложь? Нет ли в нашей жизни какой-нибудь недобросовестности, пусть и мелкой? Действительно ли мы никогда не искажаем и не избегаем истины, будь то словами или молчанием? Всегда ли делаем правильный выбор между добротой и порядочностью – и эгоизмом и грубостью? Не совершаем ли в жизни недобрых поступков, не произносим ли жестоких слов?
Если вдуматься, никто из нас не сможет утверждать, что всегда оставался на стороне истины, справедливости и милосердия, никогда не переступал черты.
3. Третье слово – параптома, что значит поскользнуться, как человек поскальзывается на скользкой или покрытой льдом дороге. Параптома – это не столь преднамеренное действие, как парабасис. Мы часто говорим, что «слово выскользнуло» нечаянно, что нас толкнула и унесла страсть или порыв, на мгновение захватив нас и заставив растеряться, утратить контроль над собой.
Лучший из нас может поскользнуться и согрешить, когда мы на мгновение забываем о подобной опасности и теряем бдительность.
4. Четвёртое слово со значением грех – аномия, что значит необузданность, беззаконность. Это грех человека, который знает, что́ правильно и добро, но поступает неправильно и недобро; то есть грех человека, знающего закон, но нарушающего его. Инстинкт человеческий часто подталкивает поступить так, как хочется. И может наступить момент, когда захочется взбунтоваться и игнорировать внутренний нравственный закон или преступить внешнее установление, традицию, правило, что-то неправильное, дурное совершить или взять запретное. Это может настигнуть каждого из нас. Возможно, в мире есть люди, которые будут утверждать, что они никогда не нарушали Десяти заповедей Божиих; но нет ни одного, кто мог бы сказать, что никогда в жизни его не было ни помысла, ни соблазна, подталкивающего к желанию преступить хоть одну из них.
5. Пятое слово со значением грех – офейлема, что значит долг. Это понятие предполагает неспособность уплатить должное, отдать то, что причитается другому; неспособность выполнить свой долг – перед Богом, перед собой, перед народом, перед обществом и страной. Нет ни одного человека, который решился бы утверждать, что он отлично со всем этим справился и сполна выполнил свой долг перед людьми и перед Богом. Такого совершенства нет среди людей, но стремиться к нему надо.
Поняв же, что́ такое в действительности грех, как многолик он и как изворотлив, мы видим, что это – весьма распространённая болезнь, которой бываем мы подвержены, что она проявляется в очень разных формах и имеет различные осложнения. И часто видимость может быть обманчива, ибо, к сожалению, внешняя порядочность кого-то в глазах людей и внутренняя греховность его в глазах Бога вполне могут идти рука об руку.
И, сознавая это, каждый человек должен понимать, что у него всегда есть повод для покаяния, и всегда мы можем возносить молитвенную просьбу о милости и помощи Божьей.
По тексту www.soteria.ru
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!