ПОВОД ДЛЯ ПОКАЯНИЯ (с.13-№115)

26.03.2024

ПОВОД ДЛЯ ПОКАЯНИЯ

«Бдите и молитесь, да не внидите в напасть», – сказано в Евангелии [Мк. 14, 38]. Пребывая на земле, человек несовершенен и подвержен искушениям. Осознавая и отслеживая это, понимаешь, как трудно избежать греха. А значит, всегда есть повод для покаяния и молитвы – то есть для личного разговора с Богом.

У шотландского учёного-библеиста Уильяма Баркли есть примечательное утверждение: «В жизни каждого человека есть два самых важных дня. Первый – день, когда он родился. Второй – когда понял, зачем живёт». В течение двадцати восьми лет будучи профессором университета в городе Глазго, Баркли преподавал там древнегреческий язык и Новый Завет. Толкования Ветхого и Нового Завета, созданные им в середине ХХ века и переведённые на многие языки, были ценимы христианами в странах западного мира, известны и в России. Учёного отличала способность находить общий язык с самыми простыми людьми, многие из которых не имели к религии никакого отношения. Полагаем, размышления его о понятии греха сегодня звучат весьма актуально. Вот о чём они повествуют.

В Новом Завете употребляются пять разных слов в значении грех.

1. Самое типичное слово – хамартиа. Сперва это слово относилось к сфере стрельбы из лука и значило не попасть в цель. Неспособность попасть в цель, промах – это и есть хамартиа; и потому грех – это неспособность быть тем, кем мы могли и должны были бы быть.

У английского писателя Чарльза Лэма (1775-1834 гг.) есть рассказ о некоем Сэмюеле Легрисе. Этот блестящий молодой человек никогда не мог выполнить возлагавшихся на него надежд. Жизнь его состояла их трёх этапов. Сперва о нём говорили: «Он чего-нибудь добьётся в жизни». Потом: «Он может чего-нибудь добиться, если захочет». И, наконец, о нём стали говорить: «Он мог бы добиться чего-нибудь, если б захотел». Эдвин Муир пишет в своей автобиографии: «В каком-то возрасте всех нас, хороших и плохих, охватывает печаль по тем силам внутри нас, которые мы не использовали как это следовало; другими словами, потому что мы не стали тем, кем должны были бы стать». Вот именно это и есть хамартиа, и именно в таком положении мы находимся. Разве все мы такие хорошие мужья и жёны, какими могли бы стать, или прекрасные сыновья и дочери, отцы м матери? Разве мы настолько безупречные работники или начальники, какими могли бы быть? И есть ли такой человек, который осмелится утверждать, что он сделал в жизни всё доброе, важное и нужное, что мог совершить?
Когда мы начинаем понимать, что нас не миновал этот грех – эта неспособность попасть в цель, неспособность сделать то, что до́лжно в той или иной жизненной ситуации, стать тем, кем мы могли бы стать и должны были бы стать по дарам, нами полученным, то становится ясно, что каждому из нас есть в чём каяться.

2. Второе слово со значением грех – парабасис, что значит переступание, преступление. Грех – это переступание линии между правым и неправым, между добрым и злым.
Всегда ли мы стоим на правильной стороне у черты, разделяющей честь и бесчестье, истину и ложь? Нет ли в нашей жизни какой-нибудь недобросовестности, пусть и мелкой? Действительно ли мы никогда не искажаем и не избегаем истины, будь то словами или молчанием? Всегда ли делаем правильный выбор между добротой и порядочностью – и эгоизмом и грубостью? Не совершаем ли в жизни недобрых
поступков, не произносим ли жестоких слов?

Если вдуматься, никто из нас не сможет утверждать, что всегда оставался на стороне истины, справедливости и милосердия, никогда не переступал черты.

3. Третье слово – параптома, что значит поскользнуться, как человек поскальзывается на скользкой или покрытой льдом дороге. Параптома – это не столь преднамеренное действие, как парабасис. Мы часто говорим, что «слово выскользнуло» нечаянно, что нас толкнула и унесла страсть или порыв, на мгновение захватив нас и заставив растеряться, утратить контроль над собой.

Лучший из нас может поскользнуться и согрешить, когда мы на мгновение забываем о подобной опасности и теряем бдительность.

4. Четвёртое слово со значением грех – аномия, что значит необузданность, беззаконность. Это грех человека, который знает, что́ правильно и добро, но поступает неправильно и недобро; то есть грех человека, знающего закон, но нарушающего его. Инстинкт человеческий часто подталкивает поступить так, как хочется. И может наступить момент, когда захочется взбунтоваться и игнорировать внутренний нравственный закон или преступить внешнее установление, традицию, правило, что-то неправильное, дурное совершить или взять запретное. Это может настигнуть каждого из нас. Возможно, в мире есть люди, которые будут утверждать, что они никогда не нарушали Десяти заповедей Божиих; но нет ни одного, кто мог бы сказать, что никогда в жизни его не было ни помысла, ни соблазна, подталкивающего к желанию преступить хоть одну из них.

5. Пятое слово со значением грех – офейлема, что значит долг. Это понятие предполагает неспособность уплатить должное, отдать то, что причитается другому; неспособность выполнить свой долг – перед Богом, перед собой, перед народом, перед обществом и страной. Нет ни одного человека, который решился бы утверждать, что он отлично со всем этим справился и сполна выполнил свой долг перед людьми и перед Богом. Такого совершенства нет среди людей, но стремиться к нему надо.

Поняв же, что́ такое в действительности грех, как многолик он и как изворотлив, мы видим, что это – весьма распространённая болезнь, которой бываем мы подвержены, что она проявляется в очень разных формах и имеет различные осложнения. И часто видимость может быть обманчива, ибо, к сожалению, внешняя порядочность кого-то в глазах людей и внутренняя греховность его в глазах Бога вполне могут идти рука об руку.

И, сознавая это, каждый человек должен понимать, что у него всегда есть повод для покаяния, и всегда мы можем возносить молитвенную просьбу о милости и помощи Божьей.

По тексту www.soteria.ru

Назад