ОГНЬ ОСВЕЩАЮЩИЙ
(И.Маркин №48 с.16)
Каждый год 23 февраля в нашей стране отмечается День защитника Отечества. Ещё пару десятилетий назад праздник этот назывался Днём Советской Армии и Военно-морского флота. Дата была установлена в память об одной из первых побед отрядов молодой рабочее-крестьянской Красной Армии над германскими кайзеровскими войсками в 1918 году. В Русской Православной Церкви этот же день, 10 февраля ст.ст./23 февраля н.ст. чествуется чудотворная икона Божией Матери «Огневидная».
Образ Божией Матери «Огневидная» встречается во многих русских православных храмах, тогда как на Западе он довольно редок. Быть может, совпадение дат воинского праздника и чествования святого образа Божией Матери «Огневидная» – простая случайность, подумает кто-то. Но так ли на самом деле?
Почему же этот во многом загадочный святой образ получил название «Огневидная»? Согласно одной из версий, поводом для такого наименования иконы стал огненно-красный цвет одеяния Богородицы, который символизирует кровь искупительной Жертвы Агнца Божия – Иисуса Христа, взошедшего на Крест ради человечества.
А ещё, как говорится в одном из описаний иконы «Огневидная», красное одеяние Пречистой – это «кровь души Богоматери, Которая страдала о Своём Сыне и теперь страдает о нас». Цвет человеческой крови знает каждый. Но по сути своей, по составу – кровь не просто красная: она именно «огневидная», ибо в каждом из нас есть частица Сына Божьего –Иисуса Христа.
Но есть и иное объяснение названия иконы; оно принадлежит человеку, пожелавшему остаться неизвестным. Однажды он, случайно зайдя в антикварную лавку, увидел там «Огневидную» икону. Святой образ, свидетельствовал он, произвёл на него сильнейшее впечатление, ибо на его глазах «Лик Богородицы как бы высвечивался и проявлялся в тлеющих углях»... Не цвет одежды поражал, но сам пылающий Лик Её... Мужчина попросил продать икону, но получил отказ. А вскоре святой образ явился ему во сне, повелел идти в антикварную лавку и взять икону. В тот же день пришёл он к антикварам с твёрдым намерением во что бы то ни стало купить святой образ – но икону хозяин лавки отдал ему просто так, безвозмездно...
«Огневидную» легко отличить от других икон Божией Матери. Пречистая написана здесь без Младенца, оплечно, и лик Небесной Царицы чаще всего на три четверти обращён влево. Такова традиция, существующая в наши дни, но подобный внешний вид иконы – список с древнего образа, невесть когда утраченного. Первоисточника же, повествующего о происхождении иконы Божией Матери «Огневидная», нет. По предположению историков Церкви, первая икона Божией Матери «Огневидная» находилась в Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, возведённом полтора тысячелетия назад совсем рядом с храмом Святой Софии. Церковь эта не сохранилась, а на её месте в начале VII столетия был возведён храм с тем же названием, и при нём существовала маленькая базилика
Святой Раки. По Святой Раке Халкопратийской церкви икона получила наименование «Агиосоритиссы Святорачицы» (по-гречески «Агио Сорос» – «Святая Рака»).
Русские изображения иконы «Огневидная» известны с конца XVIII века. А самый древний из её сохранившихся сегодня в России списков был создан в годы Отечественной войны 1812 года. Сейчас он находится в Государственном Историческом музее.
Изначально образ Божьей Матери «Огневидная» писался в полный рост. Богородица изображалась без Младенца, но – со свитком в руках: списком просьб нашей Небесной Заступницы к Своему Сыну. Что означало: Пречистая уже
предстоит пред Престолом Божиим и постоянно молится за нас, а свиток в Её руке – свидетельство Её заступничества о нас, многогрешных. Предстоя перед Богом, Богоматерь простирает Свою молитвенную помощь, Свой сияющий милостью и любовью Покров – и над нами, над Россией, Она готова принять в объятия всех, опалённых огнём русской истории и павших за нашу страну...
В святцах Свято-Успенской Почаевской Лавры за 1815 год говорится о явлении в наших землях иконы «Огневидная» в 845 году, то есть за полтора века до официального Крещения Руси. Так что пришедшее в IX столетии на Русь из Византии озарение Светом Христовым было промыслительно предвозвещено святым образом Богородицы «Огневидная». Удивляться появлению его задолго до официального крещения Руси не сто́ит: свет христианства озарил нашу землю задолго до деяний святой благоверной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира. К примеру, сидевший на киевском престоле предшественник Олега Вещего князь Аскольд был христианином, во святом крещении наречённым именем Николай...
Временем суровых испытаний для Руси стало XIII столетие, тоже объятое пламенем, но – страшным и истребляющим: огнём Батыева нашествия. В те далекие времена, как пишется в очередном толковании значения иконы Божией
Матери «Огневидная», её красный цвет воспринимался как «символ полноты Церкви, её спасения в среде Божественного Огня, очищения, соединения с Богом и преображения в огненном Божественном Духе...».
И впрямь, пламя войны может быть не только истребляющим, но очищающим и преображающим. Нашествие монголов явилось карой Небесной за грехи наших предков, ведь для большинства русских удельных князей тогда главным
жизненным принципом стала фраза, с болью выраженная в «Слове о полку Игореве»: «Это – моё, и то – моё же...».
Жестокие битвы с «безбожными татарами» и долгое ордынское иго измучило – но и преобразило Русь, а Православная
Церковь не дала исчезнуть русскому национальному самосознанию, явилась духовным светочем грядущего возрождения страны.
Во всём сущем проявляется Промысел Божий. Святой образ Божией Матери «Огневидная» есть и «символ купины,
то есть горящей и несгорающей плоти» – по Вере и человеческой, и народной.
Помощь образа Богородицы «Огневидная» проявляется и в наши дни. Люди обращаются к этой святой иконе Божией
Матери, в первую очередь, с молитвою о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих. Да, страна наша постоянно находится в пламени, и оно каждый раз разное, но Россия Православная, даст Бог, не сгорит никогда, а огонь Веры её – то тихо мерцающий в годы гонений, то возгорающийся ярко в деяниях её духовных светочей – сияет для всего человечества. Веди нас и впредь, Божия Матерь, Заступница Огневидная!..
Игорь Маркин
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!