ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ (с.6 №116)

09.10.2024

Первый русский летописец Никон Печерский

Древнерусский писатель и летописец преподобный Никон Печерский появился на свет в ту пору, когда Русью правил святой благоверный князь Владимир Равноапостольный. Никон являлся учеником и сподвижником основателя Киево-Печерского монастыря преподобного Антония Печерского, к которому пришёл уже в сане иерея не позднее 1058 года. Упоминание сана означает, что Никон ещё до появления в Печерской обители посвятил себя служению Богу, однако неизвестно, где это происходило. Часть историков церкви склонны предполагать, что под именем Никона в киевском Печерском монастыре был пострижен первый русский митрополит Иларион.

В монастыре Никон сам готовил к монашескому служению новых иноков, в том числе и пришедшего в обитель Феодосия Печерского. В 1061 году преподобный Никон постриг в монахи любимых придворных Киевского князя Изяслава Варлаама и Ефрема. Ефрем, к слову, впоследствии станет епископом Переяславским.

Изяслав, впав в ярость от того, что по́стриг совершён без его ведома, приказал боярину Ивану – родителю Варлаама – разгромить Печерский монастырь. А совершившего пострижение Никона велел тотчас привести к себе. Слуги исполнили волю князя, и Никон предстал пред грозным взором Изяслава. Гневно взглянув на святого, властелин поинтересовался: – Ты постриг Ефрема и Варлаама без моего позволения?

Преподобный Никон ответил прямо: – Я. И совершил это по повелению Небесного Царя Иисуса Христа, призвавшего твоих ближних людей на монашеский подвиг.

Изяслав распалился ещё сильней: – Или убеди их возвратиться обратно в мир, или я отправлю тебя в заточение, а пещеру вашу велю разорить.

На эти угрозы преподобный Никон ответил с твёрдостью:– Великий князь! Делай всё, что тебе угодно! Мне же не подобает отвращать воинов от Небесного Царя.

После этого святой Антоний Печерский и новопостриженные монахи вышли из пещеры, намереваясь уйти подальше от княжеского гнева. Однако один из слуг Изяслава рассказал о случившемся княгине, и она напомнила мужу о том, что если он в слепой ярости решится пойти против Божьего Промысла, то не миновать ему гнева Господнего.

Выслушав жену, князь испугался и отпустил блаженного Никона, разрешив ему не покидать обитель. Затем, убоявшись ещё больше, Изяслав стал просить возвратиться в монастырь и тех, кого он выгнал из пещер. Однако только через три дня, вняв княжеской просьбе, иноки вернулись и рассказали о дивных чудесах, виденными ими за этот недолгий срок. Когда они собрались исполнить княжий приказ, им явилась икона Пресвятой Богородицы, запретившей им идти обратно. Но они всё же вняли просьбе земного владыки.

Никон же послушался веления Царицы Небесной и покинул Киево-Печерский монастырь с одним чернецом из обители святого Мины. Тот тоже искал уединения и безмолвия. Оба они пожелали поселиться отдельно от всех и отправились вниз по Днепру на берег Чёрного моря. Там они разошлись – чернец удалился на один из островов по пути к Царьграду, Никон же добрался до «полуострова Тъмутороканского» (в древнерусском написании, от тюркского «Taman-Tarkan»), что расположен на восточном берегу Керченского пролива. Недалеко от некоего города Никон увидел на горе безлюдное место, где и обосновался в полном одиночестве.

Гора в народе до сих пор называется Зеленская, а «некий город» в глубокой древности основали любознательные античные греки, проникшие в наше Причерноморье и оставившие здесь свои колонии. Эллины назвали город Гермонасса, позднее, в Византии его именовали Тама́тарха. Русский князь Мстислав Великий возродил заброшенную Таматарху, и имя ей стало – Тмутаракань. Ныне же это станица Тамань. Удивительна непрерывность человеческой деятельности в этом месте: от античной эпохи, через древнюю Русь – к современности...

Зеленская гора в юго-западной части Таманского полуострова географически очень выгодно расположена. Если смотреть с её вершины на север, можно увидеть белокаменный маяк, что указывает морякам направление к Азовскому морю. К югу от Зеленской горы раскинулось Чёрное море, а на западе открывается изумительный вид на Керченский пролив.

Из Патерика Киево-Печерского монастыря и из Житий Феодосия Печерского и преподобного Никона известно, что изначально Никон на Зеленской горе по образцу Печерского храма основал Богородичную церковь, где и проводил время в усердной молитве. Но недолго он пребывал в уединении – к преподобному стали стекаться ученики. Вскоре на том месте образовалась обитель во имя Пресвятой Богородицы. Это был один из первых каменных монастырей Древней Руси. Упоминание в Патерике подтверждают и современные археологические раскопки, которые свидетельствуют о том, что на Зеленской горе примерно с середины XI столетия находился русский православный монастырь, считавшийся «прикладом» (то есть подворьем) Киево-Печерской обители. Тмутараканский монастырь представлял собою пещеры, вырытые в земле – по образу и подобию пещер киевских. Некоторые исследователи считают, что обустройством монастыря руководил греческий монах Иоанникий.

Согласно археологическим отчётам, пещерная церковь изнутри «выложена камнем, а его выступающая часть имела крышу, крытую черепицей». Найденные при раскопках храмовые лампады, христианские православные кресты, печатки-подвески и другие находки подтверждают предположения учёных.

Обитель, основанная преподобным Никоном, вела тихую и богоугодную жизнь, а жизнь мирская тем временем кипела человеческими страстями. В 1067 году между князьями Глебом Святославичем и Ростиславом Владимировичем вспыхнуло острое соперничество за Тмутаракань. Никон поддержал Ростислава, а также сблизился с воеводой Вышатой, сыном Остромира (владельца жемчужины древнерусской книжности известного как «Остромирово Евангелие»). Вскоре Ростислав был отравлен византийским наместником из Херсонеса, и Никон отправился к князю Святославу «со словом», о том извещавшим, и с просьбой от жителей Тмутаракани добиться, чтобы вместо погубленного лукавыми греками Ростислава в город «посадили» нового князя. По пути Никон посетил Киево-Печерский монастырь, где игуменом к тому времени являлся уже Феодосий. Он и предложил преподобному вернуться в киевскую обитель. Никон внял уговорам, а потому добрался до Тмутаракани, уладил там монастырские дела и в 1068 году отбыл в Киев к игумену Феодосию.

По возвращении преподобного Никона в Печерскую обитель её настоятель Феодосий оказывал преподобному особое почтение как своему духовному отцу. Отлучаясь куда-либо, Феодосий поручал Никону, как самому старшему, всю монастырскую братию. Когда игумен поучал монахов духовными словами, то просил Никона в наставление братии прочесть что-либо из книг. В свою очередь, преподобный с радостью подчинялся Феодосию.

Нередко бывало и такое: когда Никон переплетал книги, Феодосий сидел рядом и прял нитки для переплётов. Как книжник Никон на десятилетия опередил развитие монастыря. Не исключено, что именно он являлся автором летописного свода 1073 года – одного из источников «Повести временны́х лет»». Летописец Никон придавал большое значение точности датировок и принципу хронологического изложения событий. Кроме того, Никона можно с полным правом считать первым археологом и этнографом Киева. Преподобный скрупулёзно описывал расположение исторических объектов, собирал местные легенды, предания и сказания, а затем включал их в летопись. В отличие от своих предшественников, Никон подходил к делу как историк: через другие источники он проверял достоверность тех или иных свидетельств, сравнивал, анализировал и излагал несколько версий событий.

В 1073 году началась очередная княжеская усобица, и преподобный Никон снова на несколько лет ушёл в Тмутараканский монастырь. В третий раз вернулся он в «печеры киевские» уже после смерти Феодосия, при игумене Стефане. Когда же Стефан удалился в основанную им Кловскую обитель, братия Киево-Печерского монастыря избрала игуменом преподобного Никона. Никон старался продолжить все начинания Феодосия, и в Житии он описывается как строгий, но отходчивый начальник братии.

Как настоятель Никон много потрудился, украшая мозаикой и фресками монастырские храмы, в частности, Печерскую церковь, что было осуществлено под его надзором в 1083 году византийскими мастерами. Здесь, в Киево-Печерской обители начал свою работу первый известный русский иконописец Алипий Печерский. В пространном «Сказании о Церкви Печерской» повествуется: «Пришедшие иконописцы по молитвам преподобного Никона принялись за украшение святой Церкви Печерской, сама икона Пресвятой Богородицы в алтаре изобразилась чудесно мусиею и из уст её вылетел голубь».

Скончался преподобный Никон Печерский в глубокой старости в начале апреля 1088 года. Тело подвижника погребли в Киево-Печерском монастыре, в родной ему пещере, где и доныне нетлением своих мощей он свидетельствует о своей святости. Память преподобному Никону отмечается 23 марта/5 апреля.

Назад