ЕСТЬ В СЕМИЛУКАХ ХОЛМ (И.Маркин, с.8 №55)

28.05.2014

Святой Сергий Радонежский – один из величайших православных подвижников, много сделавший для Русской Церкви и нашего государства, благодатный воспитатель национального народного духа. Именно трудами преподобного Сергия на Руси появился новый тип монастырей, опирающихся на собственную хозяйственную деятельность, а не на подаяния и пожертвования. Один из таковых – ныне всемирно известная Троице-Сергиева Лавра. Там, за Москвой, в давние времена рос большой дремучий лес. В том лесу была свет-гора Маковец, на которой и появилась Троицкая обитель. Вокруг – глухомань, зверь непуганый рыщет. Много искусов от лукавого, но немало и благодати крепким в Вере. За стенами обители – суета и страсти человеческие, а над нею – высокая и сильная молитва старца Сергия (трудно постичь людскому сознанию эту высь!)...
Далека от степного Черноземья лесистая Московия – но что́ для Божией Благодати расстояния? Память о Сергии Радонежском жива и в наших краях.
Рядом с Семилуками есть овраги под названием Больничный, Козий и Семилукский. Недалеко от последнего возвышается холм, на котором, как рассказывают, трижды бывал святой Сергий. Казалось бы, всего лишь предание, едва ли основанное на достоверности, но – кто знает?.. Наш известный земляк, писатель Валентин Сидоров, судьба которого связана с семилукским краем, в 1979 году встречался с прозорливой старицей, которая по поводу холма в Семилуках сказала ему: «Этот холм особый. Тут растут целебные травы. Тут находится целебный источник. Этот холм освящён. Здесь трижды бывал святитель Сергий Радонежский и трижды благословил его. На этом месте он воздвигнул крест». В 1984 году, тридцать лет назад, именно здесь археологи обнаружили останки древнерусской крепости, а у его подножия – небольшой родник...
Итак, холм и источник, которые, по преданию, трижды благословил Сергий Радонежский, находятся в городе Семилуки близ археологического памятника «Семилукское городище», представляющего собой длинный узкий мыс, расположенный у седьмой излучины Дона на северной окраине Семилук.
А более века назад, в мае 1911 года, в селе Семилуки произошло обрушение почвы, обнажившее четырёхметровый провал, подземные ходы и коридоры. Один из сводчатых коридоров был с полукруглой аркой высотой более метра и нишами в виде небольших полочек. Он вёл в комнату, пол и стены которой были обмазаны глиной, а на потолке ясно обнаруживались следы четырёхконечных православных крестов. Уже позже спелеологи выяснили, что село Семилуки стоит на сплошных пустотах, а случаи обвалов здесь случались и ранее. Так, в 1697 году существовавший в Семилуках мужской Огибеньский монастырь частично провалился в образовавшееся подземелье, и после этого события его насельники перешли на новое место, в село Богоявленку, где сохранился один из старейших храмов нашей епархии.
Не исключено, что святой Сергий Радонежский действительно бывал в наших краях. Ведь и уже в преклонных годах преподобному не раз приходилось брать в руки посох и отправляться за сотни вёрст: мирить и увещевать враждующих князей. К примеру, осенью 1385 года он ходил в Рязань с дипломатической миссией по предотвращению возможной войны между Москвой и Рязанью. Задача нелёгкая – рязанский князь жаждал брани, но простые и сердечные слова святителя убедили-таки свирепого Олега Рязанского, и мир был заключён. Нынешние семилукские земли в XIV веке входили как раз в состав Рязанского княжества, так что великий радонежский подвижник вполне мог посетить и эти места.
Известны ли были русским людям земли Воронежского края? Конечно. В средние века через Дон – с востока на запад и с севера на юг – пролегали важные торговые пути, связавшие Днепр, Волгу и далёкую Скандинавию. Дон воспевался в одной из исландских саг, по этой русской реке ходил норвежский король Олаф. Найденные археологами в Семилуках и их окрестностях римские, арабские и византийские монеты – зримые свидетельства оживлённости донского водного сообщения.
Путь из Москвы в Подонье был достаточно проторён, и тому пример – известное путешествие московского митрополита Пимена в Константинополь. Ставленник Димитрия Донского, с 1382 по 1389 годы Пимен добивался, чтобы его утвердили на кафедре московской митрополии. Его основными оппонентами являлись монастырские старцы, прочившие на это место суздальского епископа Дионисия (к слову сказать, в своё время преподобный Сергий Радонежский отказался от подобного предложения). 9 мая 1385 года Пимен в первый раз отправился в Константинополь, однако не был посвящён в митрополита. Только через три года возвратился он в Москву, но вскоре получил патриаршее объявление о своём низложении и вновь засобирался в Константинополь. И вот, в мае 1389 года митрополит Пимен по Оке из Москвы добрался до Рязани, оттуда посуху достиг Дона, где пересел на суда, чтобы вновь водным путём добраться до Царьграда. «В неделю же святых жен-мироносиц взошли все с митрополитом на корабли, и пошли Доном, грустя и скорбя о путешествии». Это начало часто используемых разными исследователями записок Игнатия Смольянина, сопровождавшего Пимена в Константинополь. Тон этих записок, как видно, «грустный и скорбный». Но кроме Игнатия писали и другие соратники Пимена, ибо сам митрополит перед отправкой предложил своим спутникам, «всем, кто захочет, описывать это путешествие: как пошли, и где что случилось, или кто возвратится или не возвратится назад». А ведь не все вернулись на Русь. Кто теперь скажет, что было в тех записях? На шестой день плавания, а именно 9 мая, в устье Воронежа путешественники встретили многочисленную свиту князя Юрия Елецкого «с бояры и многими людьми». Ельчан повстречали «не вдруг» – это было заранее запланированное свидание. Кстати, в этот день в Москве скончался Дмитрий Донской...
Если предположить, что Сергий Радонежский мог быть в наших краях, то возникает резонный вопрос: с какой целью? Ответ очевиден: по чисто политическим мотивам – он, возможно, хотел склонить к союзу с русским населением донских бродников, ведь часть из них в Куликовской битве выступила на стороне Мамая. Возможно, святитель укреплял их веру перед возможным (и, как впоследствии оказалось, случившимся) нашествием Тамерлана. Но может быть, причина пребывания Сергия Радонежского в окрестностях Семилук кроется совсем в ином, в том, что недоступно нашему сознанию...
Известно, что Сергий Радонежский и его ученики основали немало святых обителей. Одна из них – Симонова – была создана в 1370 году учеником и племянником преподобного Сергия Феодором (в миру Иоанном), уроженцем Радонежа. В Симоновом монастыре похоронены герои Куликовкой битвы схимонахи Пересвет и Ослябя, которых благословил на ратный подвиг святой Сергий. В 20-х годах XIX века в этой же обители был погребён самый молодой и красивый поэт пушкинской эпохи Дмитрий Веневитинов. Судьба отвела ему немного земной жизни – всего-то 22 года, а усадьба его была расположена на берегу Дона в селе Новоживотинное, древняя «биография» которого тесно связана с Семилуками... На старинном монастырском кладбище среди прочих упокоены представители известных воронежских фамилий, и те, чья жизнь была так или иначе связана с нашим краем: Оленины, Веневитиновы, Исленьевы, корабел Феодор Головин, композитор Александр Алябьев...
Несёт свои воды Дон, хранит воспоминания о преподобном Сергии Радонежском. Не случайно, наверное, не так давно на одном из воронежских заводов для Симонова монастыря был отлит колокол «Пересвет». И в наши дни он своим звоном оглашает окрестности, поёт о единстве Русской Земли, которую духовно «собирал» святой Сергий. Прислушаться – можно услышать...

Игорь Маркин

 

Назад