НА СВЯЩЕННОЙ КРОВИ... (И.Ильин, с.10 №56)
Что дало России православное христианство
Национальная духовная культура творится из поколения в поколение не сознательной мыслью и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа. Таинственные силы души способны к духовному творчеству только если они озарены, облагорожены, оформлены и воспитаны религиозной Верою. История не знает культурно-творческого и духовно-великого народа, пребывавшего в безбожии. Самые последние дикари имеют свою веру. Впадая в безверие, народы разлагаются и гибнут.
Россия была искони страною Православного Христианства. Дарами Православия в течение столетий жили, просвещались и спасались все русские люди, все граждане Российской Империи: и те, которые о них забывали, и те, которые их не замечали, от них отрекались или даже их поносили; и граждане, принадлежавшие к инославным исповеданиям или инородным племенам; и другие европейские народы за пределами России...
Основное содержание христианского откровения Россия получила от Православного Востока в форме Православия на греческом и славянском языке. «Великий духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В этой священной стихии исчез и обновился мир», – утверждал Пушкин. Эту священную стихию – стихию Крещения и облечения во Христа Сына Божия – русский народ переживал в Православии...
Православие положило в основу человеческого существа жизнь сердца (любви) и жизнь исходящего из сердца созерцания (видения, воображения). И это, тысячу лет определявшее русскую душу, остаётся навеки. Весь русский дух и весь русский уклад «оправославлены». Вот почему когда русский народ творит – он ищет увидеть и изобразить любимое. Это основная форма русского национального бытия и творчества, она взращена Православием и закреплена славянством и природой России.
В нравственной области Православие дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство «правды» и «кривды», добра и зла.
Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетённому. Отсюда наши нищелюбивые монастыри и государи; отсюда наши богадельни, больницы и клиники, создававшиеся на частные пожертвования...
Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения и верности, без которого Россия никогда не отстоялась бы от своих врагов и не построила бы своего земного жилища. Русские люди в течение всей своей истории учились строить Россию «целованием Креста» и почерпать нравственную силу в молитве. Дар молитвы есть лучший дар Православия.
Православие утвердило Веру на свободе и искренности, связав их воедино и сообщив этот дух русской душе и русской культуре. Православное миссионерство приводило людей «на крещение» любовью, а не страхом. Именно отсюда в истории России этот дух религиозной и национальной терпимости, который инославные и иноверные граждане России оценили по достоинству лишь после революционных гонений на Веру.
Православие принесло народу дары христианского правосознания: волю к миру, братству, справедливости; чувство достоинства и ранга; способность к самообладанию и взаимному уважению. Словом, всё то, что может приблизить государство к заветам Христа.
Православие вскормило в России чувство ответственности гражданина, чиновника и царя пред Богом и упрочило идею помазанного, Богу служащего монарха. Благодаря этому тиранические государи были в истории России сущим исключением. Все гуманные реформы в русской истории были навеяны Православием.
Православная монастырская культура дала России не только сонм праведников. Она дала ей её летописи, то есть положила начало русской историографии и русскому национальному самосознанию. Пушкин выражает это так: «Мы обязаны монахам нашей историей, следственно – и просвещением». Нельзя забывать, что Православная Вера долго считалась в России истинным критерием «русскости».
Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» дало Русской Армии все источники её рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и всё преодолевающего духа, развернутого в её исторических войнах, и особенно – в учении и в практике А.В. Суворова.
Всё русское искусство изошло из Православной Веры, искони впитывая в себя её дух: дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы; русская музыка была овеяна церковным песнопением; русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр зародился от драматических «действ» на религиозные темы; русская литература пошла от церкви и от монашества...
Всё ли здесь исчислено? Всё ли упомянуто? Нет. Ещё не сказано о православном старчестве, о православном паломничестве, о значении церковно-славянского языка, о православной школе, о православной философии. Но всего и нельзя исчерпать.
Это и дало Пушкину основание установить как незыблемую истину: «Греческое /Православное/ вероисповедание, отдельное от всех прочих, даёт нам особенный национальный характер».
Таково значение Православного Христианства в русской истории.
Вот чем объясняются лютые, исторически неслыханные гонения на Православие. Корни русского христианства, русского национального духа, русской чести и совести, русского государственного единства, русской семьи и русского правосознания заложены именно в Православной Вере. Поэтому и пытались, и пытаются искоренить её. В борьбе с этими попытками русский народ и Православная Церковь выдвинули целые сонмы исповедников, мучеников и священномучеников. И в то же время – возродили религиозную жизнь эпохи катакомб: всюду, в лесах, в оврагах, в сёлах и городах.
Русский народ научился сосредоточиваться в молчании, очищать и закалять свою душу перед лицом смерти, молиться шёпотом, организовывать церковную жизнь в гонениях и закреплять её в тайне и тишине. Фундамент новой России – на священной крови и на молитвенных слезах. Гонения пробуждают в русском народе Веру, полную новой силы и нового духа. Страдающие сердца восстанавливают своё исконно-древнее религиозное созерцание. И Россия не только не уйдёт от Православия, как надеются её враги на Западе, но укрепится в священных основах своего исторического бытия.
По тексту Ивана Ильина
Важные сообщения
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
Дорогие братья и сестры!
Вот уже несколько лет средствами и трудами православного народа совершается строительство храма во имя святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского и Задонского. Адрес: г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А. В настоящее время Богослужения совершаются в нижнем приделе храма. Сейчас ведётся сбор пожертвований на оштукатуривание стен храма.
По православной традиции на каждом Богослужении в храме будет совершаться молитва о строителях, благоукрасителях и жертвователях святаго храма сего. И это будет столько лет, сколько будет стоять храм. Пожертвования, пожалуйста, переводите с пометкой «на строительство храма» на карту СБ 5469 1300 1724 1736 она привязана к номеру тел. 89518604040
Адрес храма: РФ, г. Воронеж, ул. Тепличная, 22-А
Телефон храма: (8-473) 22 608 68
Приходской сайт:
http://www.snt-antonius.ru
Эл. почта: snt-antonius@yandex.ru
По вопросам совершения треб (Крещение, освящение квартиры, дома или машины, Отпевание, Венчание, Соборование и Причащение на дому болящих) можно обратиться к священикам храма по телефонам: 8-951-860-40-40 Протоиерей Николай Бабич - настоятель храма 8-919-185-78-45 Иерей Владислав Петелин - клирик храма
По воскресеньям в 11.00 - молодёжка в Антониевском храме.
Приглашаем всех интересующихся, любопытных и желающих поближе познакомиться с самым интересным, радостным и дружелюбным миром - миром Православия!